Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город С «зайцами» не совладать без полицейских

С «зайцами» не совладать без полицейских

649

После того как кондукторы начнут исчезать из общественного транспорта Петербурга, контролеры будут ловить «зайцев» вместе с полицейскими. На такой шаг Смольному придется пойти из-за представления прокуратуры, которая решила, что наделять контролеров правом составлять протоколы о взыскании штрафа – противозаконно. Сотрудников МВД включат в «летучие бригады» как раз для подготовки протоколов.

Смольный занимается реализацией проекта по полному отказу от кондукторов уже несколько лет. Для этого на подвижном составе ГУП «Пассажиравтотранс» и ГУП «Горэлектротранс» была установлена система электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП), или так называемые «стационарные валидаторы», к которым пассажиры прикладывают свои проездные билеты.

После введения этой системы у кондукторов «Пассажиравтотранса» осталась только функция по сбору наличных денег. Правда, они могут попросить пассажира приложить карточку к ручному валидатору, но только для того, чтобы проверить, оплатил ли гражданин проезд. В трамваях и троллейбусах СЭКОП по-прежнему не работает, хотя был установлен еще в 2012 году: подрядчик – компания «СТЭК» – указывает на то, что электрические двигатели сбивают работу оборудования. Отметим, что горбюджету покупка валидаторов для «Пассажиравтотранса» обошлась в 135 млн.

Наконец, в апреле «Пассажиравтотранс» начал поиск подрядчиков, которые в качестве эксперимента установят в автобусах автоматы по продаже разовых билетов. Предполагается, что с их помощью пассажиры, не имеющие карточки, смогут оплатить проезд после отказа от кондукторов. Что касается варианта, при котором функция по продаже билетов ложится на водителей, то он по причинам безопасности считается в Смольном неприемлемым.

Контроль за оплатой проезда планировали полностью переложить на сотрудников ГКУ «Организатор перевозок», расширив их штат за счет уволенных кондукторов. Для этого в текущем году Смольный принял ряд юридических нововведений. Так, в начале года депутаты ЗакСа согласились с требованием горадминистрации повысить штраф за безбилетный проезд со 100 до 500 рублей. А чуть позже утвердили еще одно предложение – по наделению контролеров полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении.

До принятия последней меры механизм взимания штрафа был следующим: поймав «зайца», контролер должен был высадить его из автобуса, трамвая или троллейбуса, а затем вызвать полицейского для составления протокола об административном правонарушении. Понимая, что в условиях массовой охоты на безбилетников эта система слишком трудоемка, горадминистрация и предложила наделить контролеров правом самостоятельно составлять протокол, а ЗакС с этой идеей согласился.

Однако в конце марта в адрес спикера городского парламента Вячеслава Макарова поступило представление, подписанное прокурором Петербурга Сергеем Литвиненко. В нем он указал, что, в соответствии с федеральным Кодексом об административных правонарушениях, право составлять протоколы имеют только сотрудники госорганов, органов местного самоуправления, вооруженных сил. С юридической точки зрения, контролеры ГКУ «Организатор перевозок» к этой категории граждан не относятся, и поэтому, дав им право взыскивать штраф, ЗакС превысил их полномочия.

Городской парламент пошел на попятную: 24 апреля депутаты признали прокурорский протест обоснованным, а в ближайшее время должны инициировать изъятие из закона «Об административных правонарушениях в Петербурге» недавно введенной нормы. Правда, как объяснил «Фонтанке» член комиссии по законодательству Александр Кобринский, сейчас готовится обращение к федеральному правительству с предложением изменить КоАП.

В этих условиях в комитете по транспорту рассматривают возможность по организации совместных бригад из контролеров и полицейских, которые будут ловить «зайцев». Предполагается, что основную работу придется выполнять сотрудникам «Организатора перевозок», а полицейские будут вмешиваться в процесс в случае возникновения конфликтных ситуаций и составлять пресловутый протокол. Как говорят в ведомстве, аналогичные бригады сейчас ловят «зайцев» в Москве.

Срок начала работы этих бригад зависит от того, когда появятся первые маршруты без кондукторов. По информации «Фонтанки», предполагалось, что на ряде линий «Пассажиравтотранса» кондукторы исчезнут уже в первом квартале 2014 года. Однако, как рассказали в самом ГУПе, конкурс по выбору производителя автоматов для продажи разовых билетов провалился: на него заявились три участника, но их технические предложения предприятие не устроили. Возможно, тендер объявят вновь, но когда – еще неизвестно. В любом случае понятно – пока не будет аппаратов, кондукторы могут быть спокойны за свои рабочие места.

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях