После того как кондукторы начнут исчезать из общественного транспорта Петербурга, контролеры будут ловить «зайцев» вместе с полицейскими. На такой шаг Смольному придется пойти из-за представления прокуратуры, которая решила, что наделять контролеров правом составлять протоколы о взыскании штрафа – противозаконно. Сотрудников МВД включат в «летучие бригады» как раз для подготовки протоколов.
Смольный занимается реализацией проекта по полному отказу от кондукторов уже несколько лет. Для этого на подвижном составе ГУП «Пассажиравтотранс» и ГУП «Горэлектротранс» была установлена система электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП), или так называемые «стационарные валидаторы», к которым пассажиры прикладывают свои проездные билеты.
После введения этой системы у кондукторов «Пассажиравтотранса» осталась только функция по сбору наличных денег. Правда, они могут попросить пассажира приложить карточку к ручному валидатору, но только для того, чтобы проверить, оплатил ли гражданин проезд. В трамваях и троллейбусах СЭКОП по-прежнему не работает, хотя был установлен еще в 2012 году: подрядчик – компания «СТЭК» – указывает на то, что электрические двигатели сбивают работу оборудования. Отметим, что горбюджету покупка валидаторов для «Пассажиравтотранса» обошлась в 135 млн.
Наконец, в апреле «Пассажиравтотранс» начал поиск подрядчиков, которые в качестве эксперимента установят в автобусах автоматы по продаже разовых билетов. Предполагается, что с их помощью пассажиры, не имеющие карточки, смогут оплатить проезд после отказа от кондукторов. Что касается варианта, при котором функция по продаже билетов ложится на водителей, то он по причинам безопасности считается в Смольном неприемлемым.
Контроль за оплатой проезда планировали полностью переложить на сотрудников ГКУ «Организатор перевозок», расширив их штат за счет уволенных кондукторов. Для этого в текущем году Смольный принял ряд юридических нововведений. Так, в начале года депутаты ЗакСа согласились с требованием горадминистрации повысить штраф за безбилетный проезд со 100 до 500 рублей. А чуть позже утвердили еще одно предложение – по наделению контролеров полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении.
До принятия последней меры механизм взимания штрафа был следующим: поймав «зайца», контролер должен был высадить его из автобуса, трамвая или троллейбуса, а затем вызвать полицейского для составления протокола об административном правонарушении. Понимая, что в условиях массовой охоты на безбилетников эта система слишком трудоемка, горадминистрация и предложила наделить контролеров правом самостоятельно составлять протокол, а ЗакС с этой идеей согласился.
Однако в конце марта в адрес спикера городского парламента Вячеслава Макарова поступило представление, подписанное прокурором Петербурга Сергеем Литвиненко. В нем он указал, что, в соответствии с федеральным Кодексом об административных правонарушениях, право составлять протоколы имеют только сотрудники госорганов, органов местного самоуправления, вооруженных сил. С юридической точки зрения, контролеры ГКУ «Организатор перевозок» к этой категории граждан не относятся, и поэтому, дав им право взыскивать штраф, ЗакС превысил их полномочия.
Городской парламент пошел на попятную: 24 апреля депутаты признали прокурорский протест обоснованным, а в ближайшее время должны инициировать изъятие из закона «Об административных правонарушениях в Петербурге» недавно введенной нормы. Правда, как объяснил «Фонтанке» член комиссии по законодательству Александр Кобринский, сейчас готовится обращение к федеральному правительству с предложением изменить КоАП.
В этих условиях в комитете по транспорту рассматривают возможность по организации совместных бригад из контролеров и полицейских, которые будут ловить «зайцев». Предполагается, что основную работу придется выполнять сотрудникам «Организатора перевозок», а полицейские будут вмешиваться в процесс в случае возникновения конфликтных ситуаций и составлять пресловутый протокол. Как говорят в ведомстве, аналогичные бригады сейчас ловят «зайцев» в Москве.
Срок начала работы этих бригад зависит от того, когда появятся первые маршруты без кондукторов. По информации «Фонтанки», предполагалось, что на ряде линий «Пассажиравтотранса» кондукторы исчезнут уже в первом квартале 2014 года. Однако, как рассказали в самом ГУПе, конкурс по выбору производителя автоматов для продажи разовых билетов провалился: на него заявились три участника, но их технические предложения предприятие не устроили. Возможно, тендер объявят вновь, но когда – еще неизвестно. В любом случае понятно – пока не будет аппаратов, кондукторы могут быть спокойны за свои рабочие места.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»