Боб Комптон, основатель научно-исследовательской компании «Два миллиона минут» (2Mminutes), изучающей образовательные системы мира и общие проблемы глобальной науки, автор фильма «Финский феномен» (The Finland phenomenon) – о финском образовании, поделился своим взглядом на финское образование и его преимущество перед американским.
- Господин Комптон, вам не кажется, что вы сняли рекламу для финской образовательной системы?
- У нас не было задачи каким-либо образом рекламировать финское образование. Нам было интересно понять, как оно работает. Финские студенты стабильно набирают высокие баллы на международных экзаменах PISA. Мы хотели понять, почему.
- Вы знаете, что ваши восторженные оценки финского образования были критически восприняты вашими же соотечественниками, в частности из университетской среды США?
- Мне кажется, наш фильм как раз послужил началом к вдумчивой дискуссии о том, как лучше всего учить наше молодое поколение.
- Американская самокритика в образовании – явление неновое. Так, например, в 70-х годах американская пресса много сравнивала типичного советского и американского студента. И советский студент во многих аспектах выигрывал. Как вы думаете, что лежит в основе этой постоянной саморефлексии?
- Советский Союз, без сомнения, был сверхдержавой с идеологией, которая была в конфликте с американской. Мы, американцы, чувствовали, что находимся в гонке на выживание и нам нужны очень хорошо образованные люди, чтобы принять технологический вызов СССР. Мы сравнивали себя с советскими людьми во всех категориях: от космической гонки до Олимпийских игр.
Сейчас перед Америкой стоят скорее экономические вызовы, чем военные. Вопрос нашего времени в том, сможем ли мы подготовить конкурентоспособное следующее поколение.
- Ваши критики говорят, что американцы не столь однородны в этническом плане, Америка гораздо больше Финляндии и так далее. Я даже встретил интересную метафору по этому поводу: «Также нам стоит восхищаться, как они в своей стране делают такой потрясающий снег».
- Фразу «в Финляндии живет меньше людей» мы слышим постоянно. Но правда в том, что у нас в стране 33 штата, которые имеют такой же размер, как Финляндия, или даже меньше. В нашем фильме мы сравнивали Финляндию со штатом Миннесота. Население примерно такое же. Корни многих миннесотенцев идут из Скандинавии. И даже лютеранская церковь очень популярна в этом штате. Но если посмотреть на тесты студентов, то миннесотенцы уж никак не в десятке лучших.
Если вы хотите найти причины низких показателей американских студентов, то это не самая трудная задача. Если же вы хотите перенять лучшие практики из Финляндии или других стран, то здесь много чему придется поучиться.
Мы заметили, что высокие стандарты финского образования базируются на том, как финны учат, принимают на работу и, в конечном итоге, как платят учителям. К примеру, только самые престижные финские вузы имеют программы для преподавателей. Конкурс на педагогический факультет один к десяти, и нужно пять лет, чтобы получить степень. До того момента, как финский учитель получит свой класс в школе, он должен побыть ассистентом другого преподавателя, который передаст ему мудрость и опыт. И, наконец, финские учителя просто получают очень хорошие деньги.
Поступить на педагогический в США очень легко, потому что образование – это бизнес. И в итоге после четырех лет в одном из 1700 американских университетов молодой учитель проходит довольно простой тест, а через три месяца после выпускного он уже может стоять перед классом. И последнее, но не менее важное: молодого учителя могут отправить в плохую школу из-за недостатка трудового стажа. А что в итоге? В течение 5 лет почти половина молодых учителей уходит из профессии. В Финляндии – всего 1 процент. Если учителя не учатся и при этом котируются на работе как профессионалы, то, к сожалению, очень маловероятно, что они станут профессионалами.
Другой аспект: в Америке мы постоянно тестируем учеников, чтобы понять, как хорошо преподаватели делают свою работу. Учителя часто просто «натаскивают» для теста, потому что их работа зависит от результатов каждого отдельного ученика. В результате детям учится неинтересно, а учителя пребывают в постоянном стрессе, что никак не способствует хорошему образованию. А что касается метафоры, которая вам нравится, то я понятия не имею, как финны делают снег, но если ваш снег такого же качества, как образование, то это лучший снег на Земле.
- Как вы думаете, качество образования зависит от состояния общества или качество общества зависит от образования?
- Когда мы говорим об образовании детей до 12 лет, что мы называем K-12, общество получает то, во что вкладывает. В Америке в старшей школе у нас инвестируют в атлетов и развлечения. Для американской школы вполне нормально иметь многомиллионные спортивные сооружения, в то время как студенты показывают не лучшие результаты по общеобразовательным предметам. Например, недавно в Вашингтоне отремонтировали школу, вложив 130 млн долларов. Теперь там есть поля для футбола, американского футбола, бейсбола, стадион и даже крытый бассейн олимпийского образца на 3000 мест, а в классах - беспроводной интернет и компьютер на каждой парте. Ну и как же улучшились показатели учеников в этой чудесной школе? Никак. Зато деньги, выделяемые государством, вынуждают школы увольнять каждого второго учителя физики, и получается в среднем 31 ученик на одного учителя физики. Думаете, можно в таких условиях выучить будущего гения физики? Я думаю, нет.
- Как вы считаете, финское образование можно применить в других странах?
- Не думаю, что если что-то работает в одной стране, то это будет так же хорошо работать и в другой. Секрет финского образования берет начало в культуре и в том, что финны ценят и о чем заботятся. Но чему всем стоит поучиться у финнов, так это тому, как обучать учителей и как к ним относиться.