Количество случаев агрессии со стороны нетрезвых пассажиров во время полетов в России значительно превысило зарубежную статистику. Универсальных методов решения этой проблемы пока нет: в то время, как российские авиакомпании составляют «черные» списки, в США против буянов уже давно разрешено применять огнестрельное оружие. Какой из способов наиболее эффективен?
«Беспокойный пассажир» - такой термин в гражданской авиации характеризует человека, который по какой-то причине начинает вести себя неадекватно на борту самолета. Таким образом он представляет серьезную опасность для всех. С начала года в России обнаружилось уже более 5 таких «беспокойных пассажиров». Последний случай – 22 апреля на рейсе Москва-Шанхай, где после распития спиртных напитков двое организовали драку. Для сравнения: в США, с учетом гораздо большего количества авиарейсов, «беспокойными» становятся 1-2 человека в год. А совсем скоро в России стартует туристический сезон, когда такие инциденты происходят чуть ли не каждую неделю.
Бывший руководитель Ространснадзора (в 2005-2007 годах) и один из авторов современной системы авиационной безопасности гражданской авиации РФ Валерий Салеев считает, что одна из причин такого поведения – отсутствие мер, которые могут быть применены к беспокойному авиапассажиру: «Сейчас российские власти пытаются придумать механизмы, как можно было бы урегулировать ситуацию, но мешают юридические тонкости. Например, во время международного авиарейса нет понимания - с помощью уголовного кодекса какой страны можно классифицировать действия беспокойного пассажира. Например, при полете из Петербурга в Пхукет есть три варианта: российским, таиландским или той страны, над которой пролетает самолет».
В европейских авиакомпаниях подобных юридических проблем нет. Как рассказал капитан воздушного судна одного из испанских лоукостеров, когда такие случаи возникают, экипаж действует согласно внутренней инструкции авиакомпании. Она, в свою очередь, основана на испанском законодательстве. Согласно инструкции, прежде всего, пилот должен установить контакт с агрессором и попросить успокоиться. Если контакт установить не удается, то разрешается прибегнуть к другим мерам - вплоть до того, чтобы скрутить и связать нарушителя спокойствия. Уже на земле его передадут в руки полиции и занесут в список «нежелательных пассажиров», после чего вряд ли еще раз пустят на борт этой авиакомпании.
Европейские пилоты отмечают, что случаи агрессивного поведения на борту случаются крайне редко. Чаще всего в них фигурируют британские футбольные болельщики, принявшие на высоте слишком много алкоголя.
Создание «черных списков» авиапассажиров уже второй месяц обсуждается в Госдуме. По мнению генерального директора консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерия Шелковникова, такая мера может стать эффективным барьером для тех, кто уже замарал свою репутацию пассажира: «Крупнейшие российские авиакомпании входят в международные альянсы. Я считаю, что такие списки могут быть приняты внутри этих альянсов, и тогда для буянов закроют небо окончательно. Пусть пользуются поездами».
И вновь законодателей поджидает юридическая сложность. Создание «черных списков» можно трактовать как нарушение статьи 27 Конституции РФ, которая гласит, что «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию».
«Черный список – неоднозначный вопрос, - считает Валерий Салеев. - Если одна из авиакомпаний запретила пассажиру полёт, то ему не должны отказывать в другой. Намного эффективнее было бы использовать такие списки не в качестве запретительной меры, а в роли перечня «подозрительных пассажиров». Такие люди должны быть вычислены ещё на этапе регистрации, к ним должны быть применены некоторые профилактические меры: например беседа с сотрудником авиакомпании. Также на борт можно инкогнито поместить сопровождающего из службы безопасности авиаперевозчика».
К слову, в США часть авиарейсов уже давно находится под присмотром секретных агентов – авиамаршалов – из Администрации транспортной безопасности. Она была организована после терактов 11 сентября 2001 года, связанных с захватом и угоном пассажирских самолетов. Обычно секретные агенты никак не выделяются из толпы пассажиров. Они активизируются только в тот момент, когда на борту возникает нештатная ситуация. С собой имеются спецсредства – пистолет с резиновыми пулями, неспособными повредить обшивку самолета. При необходимости авиамаршал может выстрелить по нарушителю спокойствия из травматического пистолета. Подобная практика распространена и на рейсах израильских авиакомпаний, где аналогичную роль выполняют агенты секретной службы МОССАД.
По словам Валерия Салеева, создание службы сопровождения рассматривается и в России: «Я считаю, что к таким мерам надо относиться очень осторожно, это не панацея. При работе службы безопасности могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Ведь пассажиром может оказаться человек, прошедший специальную подготовку, и может так оказаться, что он гораздо более умелый в единоборствах, чем человек из службы безопасности. Он может обезоружить службу безопасности и применить спецсредства в своих целях. Требования к сотрудникам службы безопасности должны быть очень высокие. Как готовить таких людей? Никто пока не знает».
Также пока неясно, должны ли это быть агенты федеральной службы или сотрудники безопасности авиакомпаний. Понятно лишь, что подход к решению проблемы должен быть комплексным и, раз уж Россия оказалась родиной «буйных пассажиров», то именно российский опыт может стать примером для остальных стран.
Андрей Меньшенин, для «Фонтанки.ру»