Представители казачьей общины проинспектировали выставку Icons Марата Гельмана и, как и многие, не нашли почти ничего негативного в современном искусстве. Впрочем, организатором выставки Маратом Гельманом казачество все равно недовольно и подозревает его в пиаре за счет потомков Ермака и Стеньки Разина.
Представители петербургского казачества решили насладиться современным искусством и посетить выставку Марата Гельмана Icons накануне ее закрытия. По собственным заверениям, такая идея пришла им в голову спонтанно, впрочем, несмотря на это, казаки перед своим походом разослали письмо средствам массовой информации с извещением о своем визите и указанием его точного времени.
«В последнее время в прессе было много шума относительно выставки. Неоднократно фигурировало имя казаков, которые якобы угрожали Гельману, писали на стенах выставочного центра. У многих, в том числе у членов общероссийского движения «Народный собор», сложилось мнение, что Гельман таким образом пиарит сам себя и свою выставку», – говорится в письме.
Чуть позже казаки позвонили в креативное пространство "Ткачи", в котором расположились творения, собранные Гельманом, и заказали у администрации групповой билет с 50-процентной скидкой: "Нас будет человек 10–15, мы казаки", - пересказывают в "Ткачах" телефонный разговор.
Встречать необычных гостей в субботу днем собралось полтора десятка журналистов. Спустя полчаса после назначенного времени проверяющая группа все-таки появилась, оказавшись достаточно разношерстной: несколько ряженых с чубами на головах и плетьми за пазухой, часть казаков приоделась в гражданскую или спортивную одежду, сопровождал делегацию представитель духовенства отец Евстафий.
Расплатившись в кассе и прикрепив на одежду наклейку с названием выставки казаки приступили к инспекции. Без особого удивления они обходили выставочный зал, периодически приговаривая: "А это мне нравится". Часть работ члены Казачьей общины успели посмотреть в Интернете, поэтому ничего неожиданного не увидели.
"Здесь представлены работы разной степени художественности и удачности, есть Михаил Шварцман, а вот здесь красивый перепев Малевича", - поделился с корреспондентом "Фонтанки" казак Андрей Блиок. Разговор прервал звонок мобильного. «Белая армия, черный барон», - раздалось из кармана мужчины.
В это время своими впечатлениями с журналистами делился отец Евстафий, настоятель храма Рождества св. Иоанна Предтечи в крепости Орешек г. Шлиссельбурга. Ему тоже почти все понравилось, некоторые картины батюшка бы даже повесил дома, будь такая возможность. Возмутила его и атамана Кубанской казачьей общины Санкт-Петербурга лишь картина Рауфа Мамедова "Тайная вечеря": "При чем здесь 12 апостолов и дауны?"- недоумевали проверяющие.
По словам заместителя начальника штаба "Казачьей стражи" Ивана Андрианова, подлинным казакам, какими он и его товарищи являются, хотелось бы поставить все точки над i, именно с этой целью и был организован визит в "Ткачи". "Мы хотели показать настоящую позицию казаков, внести ясность в сознание общества", - ответил он на вопрос "Фонтанки", не занимаются ли казаки, организуя такой публичный визит, тем же, в чем заподозрили Гельмана, - пиаром за чужой счет.
Напомним, что выставкой Марата Гельмана были недовольны поначалу православные активисты, собиравшие подписи против ее открытия, затем Icons не понравилась неизвестным, оставившим на стене комплекса "Ткачи" надписи краской. Они гласят: «Блуд = Грех. Гельман, мы придем. Казаки», а также «Гельман, ты труп». Авторы надписей представились казаками.
Нынешние невиртуальные казаки в разговоре с журналистами пожаловались: "Мы устали оправдываться и говорить, что это не мы, мы - люди цивилизованные. Это была провокация. А анонимкам вообще верили только Сталин и демократическая пресса".
Впрочем, провокацией считают казаки и самого организатора выставки Марата Гельмана: "Акцент на русское и православное в этой выставке сделал не Иванов, а Гельман. Это само по себе провокационно, - рассуждал уже за чаем с администрацией выставочного центра заместитель атамана Казачьего общества Дмитрий Карпушин. - Он, образно говоря, пришел в чужой дом, взял чужую вещь, и странно объяснять это тем, что использовал он ее профессионально", - добавил он, подчеркнув, что Гельман в первую очередь политтехнолог.
Несмотря на положительные впечатления от современного искусства и некоторых опасений на счет личности Гельмана, свою окончательную позицию по отношению к Icons казаки пока еще озвучили. "Потом сделаем выводы, покажем картины специалистам", - колебались проверяющие. Зато, напившись чаю, они выдвинули идею - необходимо устроить свою выставку со своим видением мира и искусства. В "Ткачах" такую идею поддержали.
Напомним, что выставка Icons в Петербурге работает до 21 апреля. До этого в мае экспозиция побывала в Краснодаре. Там РПЦ при поддержке казаков хватило одного названия, чтобы начать протестовать. Однако галерея всё равно открылась. Посетители были глубоко разочарованы: ничего эпатажного, оскорбительного, шокирующего в картинах и объёмных скульптурах на библейские сюжеты не нашлось. Разве что техника исполнения оказалась нетрадиционной для иконописи. В конце августа «Иконы» приехали в Пермь. Там тоже предвкушали скандал. Потом мэр города Игорь Сапко написал в «Твиттере»: «Заехали в Музей современного искусства на выставку ICONS. Всё достойно и со вкусом... И почему в Краснодаре были проблемы;))».
Ксения Клочкова,
«Фонтанка.ру»