Более полутора миллиардов рублей в год за обслуживание домов стали предметом бизнес-конфликта в Невском районе Петербурга. Чиновники пытаются лишить этих денег управляющую компанию, обслуживающую более 400 домов. Её активно защищает политический деятель, которого об этом якобы никто не просил, а прокуратура Невского района инициировала уголовное преследование другой компании, которая может претендовать на данный бизнес.
1.6 миллиарда рублей в год за обслуживание домов стали предметом бизнес-конфликта в Невском районе Петербурга. Чиновники пытаются лишить этих денег управляющую компанию, обслуживающую более 400 домов. Её активно защищает политический деятель, которого об этом якобы никто не просил, а прокуратура Невского района инициировала уголовное преследование другой компании, которая может претендовать на данный бизнес.
1.6 миллиарда годового оборота
4 апреля 2013 года примерно в четверти жилых домов Невского района Петербурга начали проводиться собрания владельцев квартир. Их инициировал Жилищный комитет, руководители которого не скрывают: не устраивает работа управляющей компании ООО «Жилкомсервис № 2 Невского района». Гражданам предложили отказаться от услуг этой компании и выбрать какую-нибудь другую. Наиболее заметной альтернативой представляется ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района».
«Жилкомсервис № 2» отличается от «Жилкомсервиса № 1» не только цифрой в названии.
80% «двойки» принадлежат зарегистрированной в Москве «Региональной энергетической управляющей компании», которая в свою очередь принадлежит двум столичным бизнесменам: Александру Костюкову и Антону Пилагову. Поэтому принадлежащие питерскому КУГИ 20% «двойки» на политику компании, надо полагать, почти не влияют.
«Жилкомсервис № 1», наоборот, насквозь государственный. Все 100% его долей принадлежат КУГИ Петербурга – частично напрямую, частично через ещё одно ООО.
По словам первого заместителя председателя Жилищного комитета Петербурга Дениса Шабурова, «двойка» обслуживает 416 жилых домов в районе, «единичка» - 592. Всего в Невском районе около полутора тысяч домов, так что вместе жилкомсервисы «№ 1» и «№ 2» объективно занимают статусное положение на районном рынке коммунального сервиса.
Генеральный директор «Жилкомсервиса № 2» Андрей Приходько сказал «Фонтанке», что в целом его компания обслуживает около 1,6 миллиона квадратных метров. По словам Дениса Шабурова, обслуживающая такое количество жилья компания может получать около 136 миллионов рублей ежемесячно (примерно по 85 рублей за 1 квадратный метр). Таким образом, «номер 2» может зарабатывать на обслуживании жилых домов в районе около 1,6 миллиарда рублей в год.
Значит, администрация Невского района пытается сменить структуру, контролирующую бизнес в 1,6 миллиарда рублей годового оборота, что в районных масштабах вполне можно охарактеризовать как передел рынка. В России такие процессы традиционно имеют ни с чем не сравнимый привкус.
Продолжительные аплодисменты
«Фонтанка» узнала об этой драме вовсе не от генерального директора «Жилкомсервиса № 2» Андрея Приходько, который считает происходящее рейдерским захватом, но сам к журналистам не обращался. Вместо него это сделал совершенно неожиданный для районной коммунальной склоки персонаж – руководитель комиссии по работе с молодёжью Трудовой партии России Марат Гогуадзе. Эта пока ничем не прославившаяся организация обрадовала граждан своим появлением в сентябре 2012 года. Среди членов партии есть и несколько известных петербуржцев: депутат Законодательного собрания Аркадий Крамарев и народный артист России Сергей Стадлер, например.
Впрочем, «Фонтанке» Марат Гогуадзе заявил: в данной истории он участвует не как член ТПР, а как общественно-политический деятель и гражданский активист. Нашему изданию он известен ещё и как бывший член «Молодой гвардии». В своё время человек, показавшийся некоторым похожим на него, был зафиксирован видеокамерами в подъездах домов, на дверях части квартир которых обнаружились нецензурные выражения, намалёванные красной краской.
Общественно-политический деятель и гражданский активист предоставил «Фонтанке» документы, из которых следует: жителям Невского района очень нравится «Жилкомсервис № 2» и, наоборот, очень не нравится «Жилкомсервис № 1». Приятность «номера 2» Марат Гогуадзе продемонстрировал благодарственным письмом, которое жители адресовали руководству этой компании. Неприятность «номера 1» он продемонстрировал заявлением в районную прокуратуру, в котором жители жалуются на действия работников местной администрации при проведении собраний собственников квартир домов, обслуживаемых пока «Жилкомсервисом № 2». Эти действия подписавшим заявление гражданам кажутся незаконными и направленными на навязывание им услуг «номера 1».
На словах гражданский активист добавил: действия работников администрации Невского района представляются ему циничными.
«Фонтанку», естественно, заинтересовало: какое отношение к этой драме имеет сам Марат Гогуадзе, который первое своё письмо в редакцию закончил фразой: «Общественный совет по защите жителей Невского района, телефон такой-то».
Гражданский активист признался, что официально такого совета не существует, а сам он просто проживает на территории Невского района – но тоже не официально (вообще-то он прописан в другом районе). Своё интервью он начал с фразы: «Мне стало известно из СМИ...» Во время встречи Марат Гогуадзе продемонстрировал видеозапись собственного выступления на одном из собраний собственников квартир в Невском районе – на видеозаписи регулярно слышались продолжительные аплодисменты.
«Учитывая поддержку населения – вы видели аплодисменты, – не исключено, что в будущем я буду участвовать на выборах в муниципальный совет на территории Невского района», - сказал он.
Но это если и будет, то когда-нибудь потом. А пока нас заинтересовала взаимосвязь между гражданским активистом и «Жилкомсервисом № 2», интересы которого он, как нам кажется, так рьяно защищает.
Активист без полномочий
По словам ведущего юрисконсульта компании Екатерины Шабановой, Марата Гогуадзе она видела один раз – он приходил к ним в офис и выражал обеспокоенность собраниями собственников квартир, где представители администрации Невского района пытаются убедить граждан поменять управляющую компанию. Екатерина Шабанова сказала, что она просто рассказала правозащитнику (в данном случае он якобы так представился) о сложившейся ситуации, но ни о чём конкретном они не договаривались и защищать интересы «Жилкомсервиса № 2» его никто не просил и тем более не уполномочивал.
Генеральный директор «номера 2» Андрей Приходько уточнил: никаких финансовых взаимоотношений между возглавляемой им компанией и господином Гогуадзе нет.
Кроме того, Екатерина Шабанова сказала, что её встреча с гражданским активистом проходила в то время, пока господин Приходько находился на больничном – он вышел на работу 4 апреля. Из официального письма первого заместителя председателя Жилищного комитета Петербурга Дениса Шабурова следует, что первое собрание собственников жилья Невского района состоялось как раз 4 апреля. Таким образом, обсуждать с юрисконсультом «Жилкомсервиса № 2» собрания, которых ещё не было, наш гражданский активист вряд ли мог. Но – всякое бывает.
Например, Андрей Приходько констатирует: многие уверены, будто он «заказал» уголовное преследование руководителей «Жилкомсервиса № 1» - компании, которой, по его мнению, районная администрация хочет передать обслуживаемые им дома. Господин Приходько заявил: он никакого отношения к уголовному преследованию «номера 1» не имеет! Просто случайное совпадение.
Случайное совпадение
13 марта 2013 года председатель Жилищного комитета Валерий Шиян направил главе администрации Невского района Сергею Ситдикову письмо, в котором настоятельно рекомендовал организовать собрания собственников квартир тех жилых домов Невского района, которые обслуживает «Жилкомсервис № 2», чтобы убедить граждан отказаться от его услуг. Свою рекомендацию Валерий Шиян обосновал: «Исходя из поступивших обращений граждан, указанной организацией… на протяжении длительного периода времени допускаются нарушения норм действующего жилищного законодательства и законные интересы граждан, не исполняются условия договоров управления…»
В ответ на редакционный запрос Денис Шабуров, первый заместитель Валерия Шияна, конкретизировал: за период с 1 октября 2012 года по 15 апреля 2013-го граждане жаловались на услуги «Жилкомсервиса № 2» 190 раз, а на услуги «Жилкомсервиса № 1» всего 108 раз. Разница, заметим, существенная – почти в 2 раза. При том что «номер 1» обслуживает примерно в полтора раза больше домов, чем «номер 2».
Глава «номера 2» Андрей Приходько реагирует на эти претензии весьма взвешенно: да, многие из них справедливы, но граждане жалуются на проблемы, которые беспокоят их на протяжении последних 10 лет, а его компания обслуживает дома лишь с 1 сентября прошлого года – раньше у «Жилкомсервиса № 2» были другие владельцы.
«От нас требуют исполнения функций волшебника, который сразу сделает то, что годами не могли сделать другие!» - восклицает он.
Но мы отвлеклись от описания случайного совпадения.
14 марта 2013 года на сайте администрации Петербурга было опубликовано сообщение об обращении главы Жилищного комитета в районную администрацию о необходимости расторжения договоров, в частности, с «Жилкомсервисом № 2».
21 марта на сайте прокуратуры Петербурга появилась новость с жизнеутверждающим заголовком: «Прокуратурой Невского района проведена проверка деятельности ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» и ООО «Жилкомсервис № 2 Невского района». Из новости следовало, что в деятельности обеих компаний выявлены многочисленные нарушения, в связи с которыми в отношении «номера 1» возбуждено 24 дела об административных правонарушениях, в отношении «номера 2» - 20.
2 апреля в офисе «Жилкомсервиса № 1» был проведён обыск в рамках уже возбуждённого уголовного дела по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
4 апреля было проведено первое собрание собственников квартир, на котором был поставлен вопрос о смене управляющей компании.
9 апреля на сайте ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области появилось сообщение об этом обыске. Сообщалось там и о фабуле возбуждённого уголовного дела: она полностью совпала с фабулой нарушений, о выявлении которых было написано в новости на сайте городской прокуратуры. На сайте было заявлено, что, по версии следствия, «Жилкомсервис № 1» похитил более 6 миллионов рублей граждан из обслуживаемых им домов. В постановлении о возбуждении данного уголовного дела, по нашим сведениям, содержится существенно более скромная сумма – более 250 000.
Про возбуждение уголовного дела в отношении руководителей «номера 2» не сообщается.
Стоит ли удивляться, что столь своевременное уголовное преследование «номера 1» многие, по признанию Андрея Приходько, трактуют как «ответку» со стороны возглавляемого им «номера 2»?
Впрочем, за жителей Невского района теперь можно быть спокойным: если за дело взялись прокуратура и полиция, то наконец-то качество предоставляемых гражданам услуг в этой сфере станет высоким. Хотя нельзя не признать – коммунальный конфликт в Невском районе имеет все основания претендовать на первое место в рейтинге самых креативных бизнес-споров.
Константин Шмелёв,
«Фонтанка.ру»