Петербургский парламент готовится принять законопроекты о контроле за расходами петербургских чиновников и депутатов. Однако широкой публике отчеты власть имущих доступны не будут. Согласно документам, эта информация - ограниченного доступа, а за ее разглашение грозит уголовная ответственность.
На рассмотрение ЗакСа губернатор Георгий Полтавченко внес сразу два законопроекта, которые устанавливают контроль над расходами властей предержащих: «О представлении государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга сведений о расходах ", "О представлении лицами, замещающими государственные должности Санкт-Петербурга, сведений о расходах ".
Местные законопроекты, написанные по аналогии с принятым еще в декабре прошлого года ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц...», обязывают госслужащих, членов правительства, губернатора, депутатов, аудиторов КСП, судей Уставного суда, членов УИКов и председателей ТИКов, а также городских омбудсменов декларировать свои расходы, в случае если покупка превысила общий доход семьи чиновника за три года. Прежде всего речь идет о расходах на покупку земельного участка, квартиры, автомобиля, ценных бумаг. Эти положения почти слово в слово повторяют федеральный закон.
Гражданские служащие, то есть сотрудники Смольного и администраций районов, должны будут предоставить отчеты по расходам не позднее 30 апреля в кадровые службы ведомств либо, если отдела кадров нет, уполномоченному лицу. Они же будут осуществлять контроль за соответствием доходов расходам чиновников.
У депутатов, сотрудников КСП, судей и прочих времени для подачи декларации будет меньше — они должны будут подать отчеты до 1 апреля. Депутатов, сотрудников КСП, уставных судей и омбудсменов будет проверять парламентская комиссия по проверке сведений, опубликованных в официальных декларациях о доходах петербургских депутатов. Ее возглавляет спикер ЗакСа Вячеслав Макаров. Руководителей ТИКов и членов Горизбиркома — сотрудники ГИК.
Однако «Фонтанка» обратила внимание, что, согласно законопроектам, «сведения о доходах относятся к информации ограниченного доступа». А лица «в должностные обязанности которых входит работа со сведениями о расходах, виновные в их разглашении, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Отметим, что, согласно закону «Об информации», к сведениям с ограниченным доступом относятся профессиональные тайны (адвокатские, врачебные, судебные), служебные сведения, коммерческие тайны, а также конфиденциальная информация, которая касается личной жизни персоны. За разглашение последнего вида информации виновнику может грозить наказание по статье 137 УК РФ - от штрафа до 300 тысяч до лишения свободы на срок до 4 лет.
На практике это может означать, что общественность так и не увидит отчетов о непомерных расходах руководителей города, в случае если те вдруг обнаружатся . То есть эти данные так и останутся в личном деле сотрудника, доступ к которому будет у специалиста по кадрам и непосредственного руководителя.
Представитель Смольного в Законодательном собрании Михаил Бродский затруднился ответить на вопрос «Фонтанки», будут ли публиковаться данные о расходах чиновников. Впрочем, он заметил, что закон полностью списан с аналогичного федерального акта и «соответствует ему на 110%».
Неофициально в Смольном говорят, что сведения о расходах и не предполагались к публикации, а потому предоставлять их не намерены. Впрочем, другой источник заявляет, что все дело в федеральном законодательстве — именно там не прописали эти нормы, а так как они там не прописаны, то петербургские законодатели не могут их вставить по собственному желанию. «Но все можно дописать и расписать, если на федеральном уровне примут такое решение, дайте только время», - отмечает он.
Отметим, что федеральный закон все же определил порядок опубликования пусть и не полной информации, но какой-то ее части. В частности, согласно закону президента, открытыми для СМИ должны быть сведения об источниках денег, на которые была совершенна дорогостоящая сделка. Кроме того, орган, который проводил профилактику коррупционных нарушений, должен направить политическим партиям, общественным объединениям и СМИ информацию о результатах проверки расходов чиновников. Правда, только в том случае, если сами организации стали инициаторами проверки, обнаружив факты слишком дорогих покупок. Но никаких подобных норм в петербургском законе не содержится. Видимо, это те самые 10 процентов из 110, о которых говорил Михаил Бродский.
В администрации президента «Фонтанке» затруднились ответить, когда и как именно будут публиковать эту информацию, будут ли вообще и какими нормативными актами будет регламентироваться порядок размещения информации. Так, в пресс-службе пояснили, что никаких дополнительных указов не надо, а публиковать сведения будут так же, как и в случае с доходами — то есть спустя 14 дней после подачи деклараций.
Однако другой собеседник «Фонтанки» отметил, что декларации о доходах публикуются, потому что существует отдельный указ, в котором прописана норма, обязывающая размещать сведения о доходах в открытом доступе. Так как в законе о расходах этой нормы нет, то, следовательно, президент должен подписать дополнительные акты, регламентирующие этот порядок. При этом, по мнению сотрудника правового управления, указы президента будут регулировать только федеральных чиновников, а вот вопрос региональных депутатов и госслужащих должен быть решен на местном уровне.
Отметим, что указы об обязательном декларировании расходов и их опубликовании были подписаны тогдашним президентом Дмитрием Медведевым одновременно — 18 мая 2009 года. По его замыслу, открытый доступ к сведениям о доходах должен был позволить лучше бороться с коррупцией. До этого, напомним, чиновники могли не разглашать сведения о своих доходах. В частности, до последнего не раскрывал их экс-губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, заявляя, что имеет на это полное право.
Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"