Полицейские зафиксировали рейдерство на предприятии «Магнетон». 9 апреля Следственный комитет задержал подозреваемого, которому вменяется мошенничество с 46 процентами акций. Не обошлось и без тени бренда поглощений чужих активов – Бадри Шенгелии. А при реализации материалов оперативникам поступило предложение в 60 миллионов рублей. По мнению следователей, история на этом не закончится.
В ресторане The Kitchen на Московском проспекте к вечеру 9 апреля закончилась реализация Управления уголовного розыска ГУ МВД по привлечению к ответственности двух петербургских бизнесменов. Тем не менее в самом заведении общепита коммерсант Михаил Бер ожидал именно оперативников. Он договорился с ними о встрече и надеялся, как нашему изданию рассказали детективы, «найти консенсус».
Сделка, в результате которой оперативники должны были забыть о ситуации на предприятии ОАО «Магнетон», исторически находящемся на улице Курчатова, не состоялась, а 52-летний Бер был задержан Следственным комитетом на двое суток в рамках возбужденного уголовного дела по мошенничеству в особо крупных размерах. А еще за несколько дней до этой неприятности - 6 апреля - по этому же поводу был задержан, а 7 апреля арестован его компаньон, 42-летний Юрий Карамов.
Обоим вменяется махинации с акциями. Потерпевшей по делу проходит акционер Любовь Климанова. Ее оппонентом является генеральный директор и совладелец «Магнетона» Анатолий Фирсенков, работающий на этой должности еще с коммунистических времен.
Типичная приватизация
Сама же история приватизации и последующего конфликта акционеров типична для большинства подобных: в перестроечные времена оборонное предприятие, на котором трудилось две с половиной тысячи человек, пришло в упадок; в 1993 году началась приватизация, при которой «красный» директор Фирсенков и его заместитель по финансам Климанова начали скупать акции; к 2007 году соотношение сил стало следующим – 45 процентов акций у Фирсенкова, 40 - у Климановой, остальные доли оставались в коллективе, который к тому времени насчитывал чуть более 700 человек. Сегодня у Фирсенкова – 51 процент, у его бывшего зама – 46. Ныне доход предприятия базируется на сборе от арендаторов. За годы владения и управления заводом в условиях буржуазной России отношения между акционерами только ухудшались, вокруг них появлялись новые, молодые игроки.
Так, директору стал помогать Бер, а Климановой – Карамов. Первый зашел на предприятие под видом куратора из ФСБ, второй - как человек, умудренный в переговорных процессах. Как «Фонтанке» прокомментировали в Управлении уголовного розыска, Бер начинал свою бизнес-карьеру еще под знаменами известного в прошлом авторитета Юры-Криминала, а Карамова часто видели в окружении персоны, олицетворяющей рейдерство в Петербурге, – Бадри Шенгелии. Эти фигуры абсолютно соответствовали современной капиталистической стилистике – автомашины «Ягуар» и «Порше», телефоны «Верту».
Процессы начались с того, что началась процедура продажи акций Климановой за 15 миллионов евро, а закончилась бесконечными арбитражными тяжбами, арестами акций, исками и заявлениями. Документации по этому конфликту уже столько, что не каждый юрист долетит и до середины сути.
Миллионное существо
7 апреля в бесконечный спор вмешался Следственный комитет Петербурга - после того, как в Выборгском районе в ЗАО «Единый регистратор», ведущем реестры акционерных обществ, при подаче документов на изменения был задержан Карамов. При себе он имел поддельные доверенности и аналогичного качества передаточные распоряжения от имени Климановой. Именно по данному факту и было возбуждено уголовное дело по статье 159-4 (мошенничество в особо крупных размерах), после которого на «Магнетоне» были проведены обыски, за которыми на следующий день последовал арест Карамова.
Любопытно, что в одном из кабинетов оперативники обнаружили 18 миллионов рублей наличкой, но так и не нашли собственника этой суммы.
Что касается Бера, то, как нам рассказали в ГУ МВД, «предупрежденный о провале, Бер делал всевозможные шаги для решения вопроса о своем привлечении», в результате, фактически уже разыскиваемый за мошенничество на «Магнетоне», назначил детективам встречу в ресторане The Kitchen. Переговорный процесс не задался, так как оперативники, согласившиеся на неформальную беседу, лишь делали вид, что готовы договориться. По их информации, уже к вечеру 7 апреля обескураженные задержанием Карамова товарищи выделили на решение вопроса по существу 60 миллионов рублей.
Из ресторана Бер отправился в здание СК на Мойку, 86, а сотрудники УР - к нему на обыск. С ходатайством на арест в Выборгский суд следователь собирается выходить к 11 апреля.
По мнению нашего собеседника в ГСУ СК по Петербургу, одним эпизодом это уголовное дело не закончится.
- Мы сегодня уже видим кривые схемы при освоении бюджетных денег на самом «Магнетоне», - пообещали в СК.
Ксения Потеева, Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»