Бизнесмен из Эстонии Олег Иванов продал нефтеналивной терминал, контроль над которым получил благодаря использованию фальшивых документов. Следователь Следственного комитета констатировал фальсификации, но не нашёл в действиях бизнесмена состава преступления. По документам терминал рыночной стоимостью примерно в 360 миллионов рублей продан по цене трёхкомнатной квартиры.
По цене квартиры
16 января 2013 года обладателем ООО «Терминал Сапёрный» стала компания «СканКомФорест» - из договора купли-продажи следует, что она приобрела 100% долей «Терминала Сапёрный» за 10 500 000 рублей. Столько стоит более-менее приличная трёхкомнатная квартира, расположенная не в самом престижном районе Петербурга.
Обществу «Терминал Сапёрный» принадлежит собственно одноимённый терминал – ёмкости для хранения тёмных и светлых нефтепродуктов, расположенные в Колпинском районе Петербурга на участке площадью примерно в 1.5 га, имеющем собственные подъездные пути для железнодорожных цистерн. Единовременно терминал может принять до 10 000 тонн нефтепродуктов, его производительность составляет до 35 000 тонн нефтепродуктов в месяц. Согласно данным проведённой оценки, рыночная стоимость терминала составляет 360 миллионов рублей. Если, конечно, не считать многочисленных обременений, которыми оброс этот бизнес в последнее время.
Продавцом ООО «Терминал Сапёрный» стало ООО «Группа компаний «НТС» - непосредственно в сделке участвовал генеральный директор «НТС» гражданин Эстонии Олег Иванов. В договоре указано, что господин Иванов действует на основании протокола заседания совета директоров компании от 8 сентября 2012 года. Инициированная правоохранительными органами экспертно-криминалистическая экспертиза установила: подписи на этом протоколе сфальсифицированы.
Протокол, которого не было
Конфликт между владельцами «Группы компаний «НТС» произошёл в середине прошлого года. Основными сторонами в этом конфликте оказались уже известный нам Олег Иванов и бизнесмен Константин Панкратьев. Панкратьеву принадлежало 47,5% долей компании, Иванов действовал по доверенности от владелицы других 47,5% - гражданки Эстонии Ольги Метте (их, говорят, что-то связывает – в Петербурге оба прописаны в одной квартире).
Мы не будем погружаться в подробности конфликта – они вряд ли могут заинтересовать читателей. Любопытными представляются некоторые официальные его проявления.
13 сентября 2012 года датировано заявление в 29-й отдел полиции Московского района, подписанное петербургским нотариусом Лилией Шеляковой. Вот некоторые цитаты из этого документа:
«Прошу привлечь к уголовной ответственности гражданина Иванова Олега, который … с двумя неизвестными мужчинами в помещении нотариальной конторы … похитил учредительные документы ООО «Группа компаний «НТС», после чего скрылся… Данные документы имеют высокую материальную ценность, так как имущество ООО «Группа компаний «НТС» оценено в 360 000 000 … рублей…»
Господин Иванов заявил полицейским, будто является генеральным директором ГК «НТС», учредительные документы которой забрал у нотариуса, чтобы предохранить фирму от рейдерского захвата, об угрозе которого ему неожиданно стало известно. Участковый 29-го отдела полиции майор Суслов поверил бизнесмену и не увидел в происшедшем состава преступления.
8 сентября 2012 года истёк срок полномочий Олега Иванова в качестве генерального директора Группы компаний «НТС». 12 сентября совет директоров выбрал другого генерального директора – это произошло ровно за 1 день до инцидента в нотариальной конторе.
В дальнейшем господин Иванов успешно пользовался протоколом заседания совета директоров Группы компаний «НТС», датированным 8 сентября 2012 года – якобы в тот день были продлены его директорские полномочия. Это тот самый протокол, чьи данные фигурируют в договоре купли-продажи терминала. В постановлении следователя Главного следственного управления СК РФ по Петербургу Александра Несвита об отказе в возбуждении в отношении Олега Иванова уголовного дела про данный протокол сказано: «В рамках поверки проведены почерковедческие исследования … в ходе которых установлено, что подписи на протоколе … заседания совета директоров ООО «ГК «НТС» … от имени (перечислены фамилии членов совета директоров компании. – Прим. ред.) выполнены не ими, а другими лицами…»
Без состава преступления
Оппонентам Олега Иванова – Константину Панкратьеву и его коллегам – в какой-то момент почти удалось переломить ситуацию: они назначили ещё одного легального генерального директора Группы компаний «НТС» и зарегистрировали соответствующее решение совета директоров в ЕГРЮЛ. Тогда в документообороте господина Иванова появился ещё один протокол собрания совета директоров компании, датированный 25 декабря 2012 года, в соответствии с которым он вновь избран гендиректором ГК «НТС».
В рамках доследственной проверки была проведена экспертно-криминалистическая экспертиза и этого документа, которая привела к тем же выводам: подписи на нём сфальсифицированы.
Следователь Александр Несвит констатировал, что многие регистрационные действия с ГК «НТС» Олег Иванов производил с помощью этого документа, однако состава преступления в этом следователь всё равно не нашёл. 21 марта 2013 года он вынес постановление об отказе в возбуждении в отношении господина Иванова уголовного дела.
Сам Олег Иванов на опросе в Следственном комитете ничего не скрывал: он сказал всё, как было, только на сфальсифицированные документы ссылался как на настоящие. Свои действия он мотивировал необходимостью противодействия незаконным действиям оппонентов.
Таким образом, эстонский бизнесмен наглядно продемонстрировал: можно, пользуясь фальшивым документом, заявить о себе как о генеральном директоре предприятия и совершать с этим предприятием регистрационные действия. Можно отобрать у нотариуса полный пакет оригинальных учредительных документов предприятия, что вкупе с фальшивым директорством позволит выгодно продать его.
Правоохранительные органы не увидят во всём этом состава преступления.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»
P.S. Наше предложение об интервью Олег Иванов, к сожалению, проигнорировал. «Фонтанка» будет следить за развитием событий.