Илкка Херлин (Ilkka Herlin), глава компании Cargotec, а также руководитель инициативы Baltic Sea Action Group — организации, занимающейся защитой Балтийского моря, перед вторым саммитом, проходящим в Петербурге, рассказал о том, что он думает о работе экологических компаний.
- Вы — один из руководителей крупной логистической компании, логистические предприятия говорят о том, что они терпят убытки от введения «серной директивы» - новых норм, ограничивающих содержание серы в топливе морских судов, вследствие чего морские перевозки дорожают. Что вы думаете об этом как эколог и как логист?
- Финляндия оказалась неготова к этим нормативам, особенно по сравнению с тем, как готовились другие страны. И потери от введения новых норм есть. В Финляндии начали задумываться о том, чтобы перевести суда на использование биологического газа или сжиженного природного газа в качестве топлива. Это тоже может подтолкнуть развитие экономики. Сейчас цель для нас в том, чтобы вводить новые технологии. Это важно для Финляндии. И для России тоже.
- Вы как бизнесмен и в то же время человек, уделяющий много времени охране окружающей среды, считаете ли перспективным использование альтернативных источников энергии, в частности на транспорте?
- Надо избегать органических энергоносителей, нужно избегать атомной энергетики. Но если честно, то сейчас нет в мире по-настоящему хороших вариантов альтернативных источников энергии. Надо инвестировать в эту отрасль. Возможно, есть какой-то потенциал у биогаза. Но сейчас органические энергоносители слишком дешевы. Когда они начнут дорожать, то начнут появляться новые источники энергии.
- Когда согласовывалось строительство газопровода Nord Stream, в России много говорили о том, что «экологические» проблемы с этим проектом были на самом деле политическими.
- Да, это так. Мы в Финляндии понимали, что это вопрос не экологии, а политики. Мы внимательно изучали, какое влияние на окружающую среду может оказать строительство этого газопровода, и действительно, никакого влияния выявлено не было. Дноуглубительные работы около Хельсинки гораздо сильнее влияют на состояние природы, чем Nord Stream.
- В Финляндии есть ограничения, запрещающие строить здания — жилые или промышленные — около воды? Частный дом или сауна может стоять прямо у воды? И не опасно ли это? В России есть подобные ограничения.
- В Финляндии тоже есть: строение должно быть не ближе 40 метров. Но если вы построите сауну на берегу, не думаю, что это как-то повредит окружающей среде. Что касается дома, то да, это может быть уже проблемой для моря или озера. Но в Суоми очень строгие правила обращения со сточными водами. Я не знаю про законы в России на этот счет, но в России обычно очень строгие нормативы, которые не всегда соблюдаются.
- В Финляндии соблюдают законодательные нормы?
- Да, это какой-то принцип. У нас сейчас ведется дискуссия по поводу того, что были нелегально убиты несколько волков. Я не думаю, что убийство одного волка — это ужасный урон для окружающей среды. Дискуссия не из-за ущерба, а из-за того, что кто-то нарушил закон. Такой принцип.
- Успешные бизнесмены вкладывают деньги в экологию, в помощь больным детям, во что-то еще... Зачем?
- Надо разделять. Есть благотворительность, есть стратегия. И сейчас стратегия заключается в том, чтобы технологии становились экологически эффективными.