Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Солянка и сумасшедшие отельеры - почему Петербург не останется без туристов

Солянка и сумасшедшие отельеры - почему Петербург не останется без туристов

244

А. Цыпин : Для начала: насколько Петербург посещаемый город?

Т. Гаврилова: Некоторое время назад мы очень гордились тем, что Петербург вошел в семерку самых посещаемых городов мира, но сейчас статистика несколько уменьшилась, мы во второй десятке.

А. Цыпин: Тем не менее, мои глаза мне говорят другое. По городу ходит огромное количество иностранцев...

Т. Гаврилова: Официально — 5 млн 700 тысяч человек в 2012 году — такую цифру по числу приехавших в Петербург туристов дает профильный комитет.

К. Ранкс: Тут я хотел бы добавить про лукавость цифры. Кто есть турист? Ведь очень многие люди пользуются тем, что гораздо проще оформить бизнес-визу в Россию. Кто-то приезжает в гости к друзьям... но это ведь тоже туристы...

А. Цыпин: Но нам хорошо! Мы зарабатываем, продаем сувениры.

Т. Гаврилова: Вообще, та сувенирка, которая продается на улице, конечно, не соответствует статусу имперской столицы. Она плохая, реально плохая.

А. Цыпин: Почему? Плохой вкус туристов?

Т. Гаврилова: Этот момент часто обсуждается в туризме. Мы создаем вкус, или мы идем на поводу у вкуса. Если турист хочет матрешку, водку и медведя, то мы даем матрешку, водку и медведя, или мы даем еще к этому концерт в Филармонии?

А. Цыпин: Мне кажется, можно брать подписку в аэропорту. «Я, Ганс Дитрих...обязуюсь посетить...»

К. Ранкс: Вот как раз это и происходит, когда финский турист покупает туристический пакет. Он заранее определяется, что он хочет пойти в этот музей, этот ресторан... и когда приезжает сюда, то матрешки уже не актуальны. Вопрос только в том, что финский турист хочет все распланировать за шесть-семь месяцев, а в Петербурге афишу мероприятий за шесть-семь месяцев получить очень сложно.

Т. Гаврилова. Афиша появляется. В ноябре прошлого года был представлен график на целый год, его презентовал Институт культурных программ. Но, по-моему, сейчас даже финские туристы не хотят покупать пакеты, а хотят купить индивидуальный тур по такому набору, который он наберет сам.

А. Цыпин: О чем это говорит? О новом круге интересов?

Т. Гаврилова. Меняется вообще туризм. Сейчас считается, что чем меньше у тебя заранее расписанных событий, тем проще тебе отдыхать.

А. Цыпин: Что вообще нужно среднестатистическому туристу? Понятно, что нужно, чтобы на матрасе была простыня, чтобы его не били в подъезде этого отеля, ему хочется скушать и выпить что-то, что изготовлено не в стиральной машине...

Т. Гаврилова. Турист хочет разместиться на ночлег безопасно и чисто, поесть здорОво и недорого, посмотреть то, что хочет, а не то, что ему написали в программе, и пообщаться с народом.

А. Цыпин: А бывают... выкрутасы? Экстремальные?

Т. Гаврилова. Бывают... и среди русских туристов тоже. Помните, два года назад, когда только-только открыли ночью колоннаду собора, пострадал русский турист. Но среднестатистический хочет как раз знать то, как мы живем. С чем приходится бороться в наших турфирмах? Они великолепно рассказывают нашу историю, о наших царях, дворцах... а потом турист говорит: «Слушайте, мы знаем про вашу историю все, даже ваших царей запомнили... а живете-то вы как?».

А. Цыпин: К вам не приезжает ФСО или ФСБ, которые говорят: «Вы что, с ума сошли? Хотите показать им нашу коммуналку? Наши подъезды? Или в Купчино их отвезти?»

К. Ранкс: Самая удивительная вещь, когда читаешь о России - это ощущение, что ты приедешь в этот кошмар, в эту коммуналку, в этот подъезд. А потом через некоторое время ты понимаешь, что у тех людей, которые так видят мир, свое зрение. Я могу вам показать лифты в том же Хельсинки ничуть не менее грязные, чем ваш подъезд. В России сейчас великолепный сервис! Многие те же самые финны едут в Петербург, чтобы вкусно поесть.

А. Цыпин: Наша солянка!

К. Ранкс: Дело не в солянке! Уровень кухни в ваших ресторанах — восхитительнейший! Сервис — превосходный. Я ведь занимаюсь тем, что хожу по ресторанам, по кафе, по столовым. За последние 10 лет Петербург сделал огромный прыжок, это совершенно другой город! Ты приходишь в кафе и говоришь: я вот это есть не могу, у меня диабет, у меня подагра, и официант, вместо того, чтобы отмахнуться от тебя, начинает с тобой работать. Финны в своих форумах обсуждают, какие в Петербурге есть кафе, какие есть рестораны, сходите сюда, сходите туда... И финский турист меняется, ведь за водкой сюда ехать не надо, для этого существует паром в Таллин. А вот сюда уже едут за совершенно другими вещами. Я знаю финнов, которые едут в Петербург чай пить!

А. Цыпин: Давайте вернемся к образу туриста! Он переночевал, поел, встал в семь утра, сел в автобус и поехал... куда? Что можно посмотреть в Петербурге помимо мировых точек притяжения.

К. Ранкс: Я наблюдаю за тем, что появляется, и могу сказать: во-первых, огромный интерес к музею "Эрарта". Еще - гранд-макет «Россия» в Московском районе. Вы представляете — действующий макет России, метров 60-70...

Т. Гаврилова: Константин говорит сущую правду. Когда-то Петербург был городом десяти музеев. Сейчас многие туристские фирмы включают в пакет новые предложения. Мы специально проводим для турфирм субботние экскурсии по новым музеям. Вот, к примеру, музей эротики открылся, или открытая кухня, где вас научат готовить. Макет «Россия» - это прекрасная вещь. Он лучше, чем аналоги за рубежом.

К. Ранкс: Плюс в том, что в Петербурге есть арт-отели. Я был примерно в полутора десятках таких заведений - начиная от фантасмагорического кислотного кошмара до каких- то новых вещей... Серебряный век или что-то технологическое.

А. Цыпин: Но руководят отельерами деньги, ведь чем интереснее фишку ты выдумаешь, тем больше людей к тебе пойдут...

К. Ранкс: Нет! Самый выгодный отель — это отель в три звезды и самой стандартной комплектации. А если это арт-отель, в котором каждый день должны быть свежие цветы... вы представляете, какие там накладные расходы?

Т. Гаврилова: Отельеры — это люди...

К. Ранкс: ...сумасшедшие!

Т. Гаврилова: … по-хорошему нездоровые, и они очень любят свою работу. И многие из них душу вкладывают и самовыражаются через отель. Мы здесь живем, нам не нужны отели, поэтому мы чего-то не видим. Но Петербург себя реализует в них. Их много, порядка четырехсот. И есть такие интересные концепции и подходы...

А. Цыпин: Давайте о деньгах. Сколько стоит в Петербурге день для туриста?

Т. Гаврилова: Кто-то полагает, что один день стоит 400 евро, я считаю, что это неправда. Гостиницы... вне сезона отель типа «Европы» стоит около 10 тысяч в сутки, 1,5 -2 тысячи стоит отель типа хостела. Обязательно надо закладывать деньги на экскурсии, на вход в музей.

А. Цыпин: А кстати, сейчас остается система, при которой иностранцам дороже, а русским дешевле?

Т. Гаврилова: На самом деле, все немного не так. Для жителей РФ существует система скидок, которой не существует для иностранцев.

А. Цыпин: А сколько стоит виза?

Т. Гаврилова: Виза — одна из самых неприятных вещей для иностранного туриста. Дорого, непрозрачная процедура, нужно как минимум два раза побывать в консульстве. И стоимость визы до 60 евро.

А. Цыпин: Можно ли за 1000 евро приехать в Петербург на 10 дней?

Т. Гаврилова: В принципе можно, но это будет отдых не очень высокого класса.

А. Цыпин: Где туристы, которые находятся в Хельсинки, могут получить информацию о Петербурге? Можно ли в Интернете найти достоверную информацию о городе?

К. Ранкс: Вот тут самое интересное и начинается. Прежде всего, забудьте про английский язык. Считается, что если есть англоязычный ресурс, то весь остальной мир будет его читать. Английский язык для удовольствия использует очень небольшое количество людей Европы, примерно 60-70 миллионов. Сравните: на немецком говорит как на родном более 160 миллионов человек. Для финнов все-таки хотелось бы иметь сайты на финском. Это легенда, что финны говорят на английском языке. Могут говорить, могут объясниться, но получить удовольствие от текста, чтобы возникло это эмоциональное состояние...

Т. Гаврилова: Тут надо разделить. Забронировать отель, забронировать поход в театр можно и на английском языке. И это у нас есть. А то, о чем говорит Константин, ресурсы, завлекающие туриста, написанные на его родном языке, нам нужны. Причем это должны быть ресурсы, написанные не преподавателями, при всем к ним уважении, а живыми носителями.

А. Цыпин: Предположим, есть сайт, написанный финским любителем Петербурга... Но комментарии? В комментариях может быть написано, что у нас все ой как плохо...

Т. Гаврилова: Не бывает так, чтобы все было хорошо. Если мы открываем сайт и там только один «елей», то первая мысль о том, что надо проверить на правдивость. Посмотреть сколько существительных, сколько глаголов...

А. Цыпин: Есть такой способ?

Т. Гаврилова: Да, американский текст на правдивость. Если существительных больше, то считается, что написана правда. И да, могут быть комментарии о происшествиях...

К. Ранкс: Я когда-то 40 тысяч километров проехал по дорогам Европы. Меня поразила фраза одного испанца: «Вы, люди из бывшего СССР, думаете, что у нас тут сплошной рай. Да вы что? Ваши одесские воры проходили стажировку в Барселоне. У нас история криминала — богатейшая». Европеец прекрасно понимает: жизнь в большом городе — это риск, не надо щелкать клювом.

А. Цыпин: А есть ли какие-то стандартные «страхи туриста»?

Т. Гаврилова: Мы каждый год проводим опросы, чтобы выяснить, что мешает развитию туризма в Петербурге: просим проранжировать 10 «негативных» вещей, причин того, что у нас плохо. И еще три-четыре года тому назад безопасность была на первом-третьем месте. Сейчас этот фактор в десятке, но он спускается вниз. Вот что чаще всего происходит с иностранцами? Похищение вещей, оставленных без присмотра, и грабеж.
Хорошо, что летом работает система бизнес-ангелов, которые помогают иностранцам, в том числе и если что-то случилось, они помогут найти милицию.
Очень хорошо в последние несколько лет выстраивается работа с нашей полицией. Есть специальное подразделение, которое занимается работой с иностранцами. Вот пример: иностранец приехал в Петербург на своей машине, лед упал на крышу, крыша помялась, ему нужно ехать домой, но справку дают в течение трех дней. И вот эта служба включается, справку дают, человек уезжает. Хочется, конечно, чтобы было быстрее, лучше, чтобы всех карманников, которых работающие в турбизнесе переводчики и гиды знают в лицо, уже все-таки выселили за 101 километр... Но и то, что сделано, уже хорошо. Люди перестают бояться к нам ехать.

А. Цыпин: Как привлечь туриста вне сезона?

К. Ранкс: Я хочу сказать, что проблема сезонности существует во всех высоких широтах. Хорошо, что в Петербурге много креативных идей. К примеру, я знаю профессионального библиотекаря, которая проводила экскурсии по крышам. А потом она подумала, что это скучно, и придумала интересную вещь — что-то вроде квеста. Это отличная идея, и таких изобретений все больше. Такие игры прекрасно работают и в осенний дождь, и весной.

Т. Гаврилова: Вот смотрите, есть к примеру, автобусная экскурсия под рэп. Хочешь уснуть и не можешь...

А. Цыпин: Можно сделать тур... ДТП по-русски! Человеку дается машина, в нее врезается маршрутка, потом ГАИ, справки... Или вот тур «Подрежь ГИБДДшника!».

К. Ранкс: Можно снять фильм! Петербург через видеорегистратор! Один челябинский метеорит уже подкинул всему миру интерес к русским видеорегистраторам.

А. Цыпин: Если бы были неограниченные возможности финансовые, какие бы проблемы вы решали в первую очередь?

Т. Гаврилова: Все-таки надо было бы что-то делать по новым проектам, нестандартным программам. Отреставрировала бы то, что разваливается, в Ленинградской области огромное количество великолепных памятников...

А. Цыпин: Помочь турфирмам...

Т. Гаврилова: Турфирмам денег давать не надо. Им надо не мешать. Ввели упрощенную систему финансовой отчетности — не надо возвращаться к старой системе. Я когда была чиновником , мне часто так говорили: «Не мешай».

А. Цыпин: А детали, которые могли бы резко увеличить туризм?

Т. Гаврилова: Я бы сделала так, чтобы не было виз. У нас уже есть безвизовый режим на 72 часа для пассажиров паромов и круизных судов. Хорошо бы было то же самое для пассажиров самолетов, для пассажиров поездов. И уже поедет молодежь, которая привыкла ездить на уик-энд.

К. Ранкс: Совершенно верно! Я общаюсь с отельерами Петербурга, они говорят о том, что в Петербурге в выходные дни в отелях спад. И если бы приехала «короткая» молодежь — а для финнов Петербург — короткое плечо! - на 2-3 ночи, это было бы решение.

Т. Гаврилова.: Да, визы - это самое плохое, что у нас есть. Но в целом, я верю в наш туристический бизнес, потому что видела, как они могут работать, как они кладут жизнь на это, и если им помочь чуть-чуть... город-сад будет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях