Нового худрука БДТ официально представили коллективу театра. Андрей Могучий, известный радикальными взглядами на искусство, обещал поддержать его реалистические традиции. Но, несмотря на это, с ходу затеял грандиозный эксперимент: новую сцену Александринки ее актеры будут обживать вместе с коллегами из Большого драматического. Они освоят «безбашенную» постановочную культуру.
Новым художественным руководителем Большого драматического театра, как и предполагала «Фонтанка», стал Андрей Могучий. 29 марта на новой сцене БДТ на Каменном острове его официально познакомили с коллективом. Представлять маэстро из Москвы приехал не только министр культуры Владимир Мединский, но и управделами президента Владимир Кожин.
Последний, будучи по совместительству председателем попечительского совета Большого драматического, лично участвовал в согласовании кандидатуры на пост. И может, поэтому, выйдя на площадку перед коллективом, растрогался: «Желаю, чтобы в здании на Фонтанке, куда театр вскоре возвращается, появилось такое забытое, но хорошее состояние, как очередь. Желаю, чтобы чувство страха и даже надежды поскорей ушло и на смену им пришло чувство удовлетворения и успеха», – подчеркнул чиновник.
Мединский ответил коллеге в тон: «Я мечтаю, чтобы спустя какое-то время, в том случае, если я еще буду служить министром, я бы позвонил в БДТ: “Еду в Питер в командировку, хотелось бы вечером попасть на спектакль”. И мне бы сказали: “Да, господин министр, конечно. Но... вы знаете, все билеты проданы на 2 месяца вперед. Но вам, как министру, стульчик в углу мы поставим».
Сам Андрей Могучий в торжественно-напыщенную атмосферу, созданную появлением двух официальных лиц федерального уровня, явно не вписывался. В зал зашел с опозданием: фирменная кепка, чуть помятая черная рубаха со стойкой-воротником. Свое выступление начал с продолжительного «Ну...». «Решение о том, чтобы занять предложенную должность, принималось на экстрабыстрой скорости, – сказал он. – В прессу просочилась разная информация, в том числе о возможных кровавых переменах в театре. Хочу вас всех уверить: этого не будет. Все будет медленно (в зале раздались смех и аплодисменты. – Прим. ред.) и не больно».
Как добавил режиссер, пока у него сохраняются обязательства перед Александринским театром, которые он хотел бы завершить. Вместе с тем возможно, что новая сцена Александринки, фактически полностью выстроенная «под Могучего», будет на паритетных началах использоваться этим учреждением вместе с БДТ: «Я говорил с художественным руководителем Александринки Валерием Фокиным, и он разделил мое мнение: мы хотим новый комплекс, новый центр использовать для двух театров сразу. Там не будет репертуара. Главная цель – новая режиссура, новая постановочная культура. Традиции должны соединиться с безбашенным, непредсказуемым экспериментом».
Труппа БДТ, известная своим непростым нравом, назначение, похоже, одобрила. Алиса Фрейндлих с улыбкой хлопала в ладоши. Олег Басилашвили заметил, что у нового главного режиссера «хорошая фамилия». «Каждого из нас обуревают какие-то чувства – тревоги, надежды, грусти, какой-то радости. Начинается другая, неизвестная для нас жизнь. Я знаю, каждый из актеров мечтает об одном – о работе. Здесь все хотят, рвутся, зубами готовы вырвать любую роль и сделать на высочайшем уровне». Басилашвили решил «воздержаться от слов вроде “новая эра” или “новая эпоха”»: «Просто мы начинаем новый этап... А вам, Андрей Анатольевич, желаю удачи. И оставаться самим собой, опираясь на то, что эта труппа воспитана в русской реалистической традиции Георгием Товстоноговым, Темуром Чхеизде».
Старый худрук БДТ, снявший с себя обязанности в феврале 2013 года, вышел получать из рук Мединского серебряный знак «За вклад в российскую культуру» под аплодисменты и крики «браво!». «Когда что-то заканчивается, всегда грустно, но у меня убежденность: такой театр, как БДТ, будет развиваться, – отметил Темур Чхеидзе. – Как раз тот новый этап, который необходим, наступает и наступил. Нам, может быть, не все удалось, но я виню только себя... Все эти годы, все эти 22 года, с тех пор как я поставил свой первый спектакль, я был счастлив с вами».
Театральные критики, оценивая назначение Могучего, соглашаются, скорее, с оценкой Чхеидзе, чем со словами Басилашвили.
«Можно сказать, что произошло историческое событие. В российском театре наступил XXI век. До сих пор всеми театрами национального значения правили великие мэтры XX века – Олег Табаков, Юрий Соломин, Валерий Фокин. Андрей Могучий же, в отличие от них, – номер один из поколения головорезов-авангардистов, сформировавшегося в 1990-е годы», – рассуждает критик, главный редактор проекта "Афиша Плюс" "Фонтанки.ру" Жанна Зарецкая. Труппа БДТ растренирована, прошла через период застоя, однако под руководством хорошего режиссера способна удивлять, считает она: «Талантливые артисты всегда готовы к экспериментам. Самое тяжелое для них – стагнация и отсутствие творчества. Именно такое состояние порождает интриги».
В обозримом будущем, по крайней мере в пределах года, радикальных перемен в Большом драматическом не случится, прогнозирует Зарецкая. «Во-первых, театра сейчас по сути нет: даже сама труппа не знает, чего хочет. Во-вторых, Андрей Могучий принял решение возглавить БДТ буквально за два дня: за столь короткий промежуток времени никакая новая программа родиться не может. Однако благодаря появлению нового худрука театр оживет, притянет, как и все проекты Могучего, колоссальное внимание публики». Дальнейший успех в том числе будет зависеть от чиновников: предоставят ли они худруку нормальные условия работы и обещанную творческую свободу.
Напомним, о том, что режиссер Темур Чхеидзе, возглавлявший БДТ с 2007 года, решил уйти со своего поста, стало известно в феврале 2013 года. Последний официальный рабочий день состоялся 21 марта. Свое решение мастер объяснил так: «Сейчас, наверное, настало время, когда БДТ нужны перемены, на которые лично я не могу пойти. Многие называют меня ретроградом, но это был мой принципиальный путь – сохранять наследие Товстоногова. Убежден, что пройдут неполные 10 лет, и классика снова понадобится русскому театру... Один молодой человек сказал, что мои спектакли воспринимаются как анахронизм. Я благодарен ему за честность».
После этого начался этап поисков новой кандидатуры на пост. По информации «Фонтанки», Министерство культуры делало предложение Валерию Фокину создать объединенную дирекцию Александринского и Большого театров. Аналогичную идею чиновники озвучивали и главе МДТ Льву Додину. Однако оба мэтра от столь рискованного эксперимента отказались.
Заметим, что Андрею Могучему помимо творческих проблем на посту худрука придется так или иначе заниматься решением задач бытовых. Как говорят источники «Фонтанки», хозяйственные дела БДТ сейчас находятся не в лучшем состоянии. Возможно, что нынешний гендиректор театра Алла Ахмерова уйдет из театра вместе с Чхеидзе. В таком случае Могучему придется упражняться в мастерстве административных решений, самостоятельно и в сжатые сроки подыскивая кандидатуру на этот пост.
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»