В небо «по блату»

Следственный комитет обвинил авиационный учебный центр «Крылья Невы» в выдаче фальшивых удостоверений пилота-любителя. По словам летчиков, покупка такого удостоверения для многих вынужденный шаг, ведь иначе попасть в коммерческую авиацию практически невозможно. Опрошенные «Фонтанкой» эксперты считают, в России на пути будущего пилота слишком много препятствий. Для некоторых они становятся непреодолимыми, другие отправляются в небо «по блату».

0
nwidt.ru
nwidt.ru
ПоделитьсяПоделиться

Следственный комитет обвинил авиационный учебный центр «Крылья Невы» в выдаче фальшивых удостоверений пилота-любителя. По словам летчиков, покупка такого удостоверения для многих вынужденный шаг, ведь иначе попасть в коммерческую авиацию практически невозможно. Опрошенные «Фонтанкой» эксперты считают: в России на пути будущего пилота слишком много препятствий. Для некоторых они становятся непреодолимыми, другие отправляются в небо «по блату».

Северо-Западное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело в отношении генерального директора Авиационного учебного центра АОН «Крылья Невы» Андрея Кочарыгина. Следователи подозревают, что коммерсант за взятку в 50 тысяч рублей выдал удостоверение пилота-любителя человеку, не прошедшему курс обучения.

По словам пилотов из Петербурга, «Крылья Невы» среди авиационного сообщества Северной столицы считается одним из образцовых учреждений, сохранившим традиции. Если такое вскрылось даже в нем, то легко предположить, что в других учебных центрах это уже давно устоявшаяся практика.

К слову, как сообщили в петербургской авиакомпании «Россия», за прошедшие полгода они приняли на работу 52 пилота, уже имевших налёт, и 13 выпускников специализированных учебных заведений. По словам источников в авиасообществе, за последние 4 года около трети пилотов коммерческой авиации – выходцы из небольших учебных центров, подобных «Крыльям Невы», которые раньше входили в структуру ДОСААФ.

Как рассказал заслуженный пилот России Вадим Базыкин, к более быстрому пути будущих пилотов подталкивают сами авиакомпании, которые стремятся поскорее расширить штат лётного состава, ведь дефицит в 2012 году уже составил более 1 тысячи человек. Претендентам на место командира воздушного судна заявляют прямым текстом: «Зачем учиться 5 лет в университете? Быстро закончи курсы в небольшом центре, получи пилотское и приходи. Дальше решим». В Петербурге курс обучения и несколько десятков часов налёта на небольшом самолёте с одним двигателем стоит около 450 тысяч рублей. Другой вариант, незаконный, - купить «корочку» и сразу идти работать «по блату».

Тем временем, в феврале 2013 года ректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Михаил Смуров сообщил, что на данный момент суммарно во всех филиалах вуза обучается порядка 12 тысяч студентов и курсантов. Разумеется, что не каждый из них обучается по специальности «самолетовождение». К слову, поступить в СПбГУ ГА весьма непросто. Одна из причин - врачебно-лётная экспертная комиссия, которую обязан пройти каждый кандидат в пилоты. Тестируемые говорят, что требования к здоровью абитуриента весьма высокие, как в космонавты. Проверяется даже наличие заболеваний в нескольких поколениях семьи. На этом этапе отсеивается до половины желающих летать. Однако те, кто проходит все испытания и 5 лет обучения, становятся профессиональными пилотами.

«В итоге складывается парадоксальная ситуация: места в авиакомпаниях заняты выходцами из аэроклубов, а профессионалы вынуждены сидеть на земле без работы», - рассказал Вадим Базыкин.

Более демократичной, по сравнению с СПбГУ ГА, «кузницей кадров» должна была стать негосударственная организация «Авиационная школа "Аэрофлота"». Дорогостоящую подготовку пилота «с нуля» оплачивал сам будущий командир экипажа. При этом возвращать деньги можно было не сразу, а уже потом, летая в экипаже «Аэрофлота» вторым пилотом. Однако, как сообщил источник в «Аэрофлоте», идея до сих пор не «выстрелила». По его информации, первая - и пока единственная - группа из нескольких человек была сформирована ещё в 2011 году. Проблемы возникли во время выбора места обучения. Сначала группу хотели отправить в США, затем изменили место пребывания на Ульяновск. Сейчас Штаты вновь в приоритете, однако, когда начнётся обучение, неизвестно.

Обучение пилотов за границей считается более приемлемым не только в авиакомпаниях, но и в Росавиации. Чиновники продвигают законопроект, который позволит принимать на работу пилотов без российского гражданства. Как выяснил на своем опыте бывший гражданин РФ Андрей (он попросил не называть его фамилию), сейчас наличие паспорта РФ обязательно. Он самостоятельно прошёл путь до командира воздушного судна европейской авиакомпании. «Я за свои деньги выучился в Европе на пилота небольшого самолёта Cessna, работал инструктором в маленькой туристической фирме. Потом появилась возможность попасть в авиакомпанию-лоукост, где после переподготовки я занял место второго пилота Airbus A320, - рассказал Андрей. - Через какое-то время захотелось вернуться в родные края. Попытался устроиться в «Аэрофлот». К сожалению, у меня возникли проблемы с паспортом. Принимающую сторону полностью устраивал мой небольшой налёт в качестве второго пилота, и было видно, что им очень не хватает обученных кадров. Однако из-за паспорта ничего не получилось. Пришлось вернуться в Европу».

По словам Андрея Косяникова, который более 7 лет проработал авиадиспетчером в аэропорту имени Кеннеди в Нью-Йорке и сам является пилотом самолёта Cessna 172, учиться за границей проще из-за гораздо более мягких требований к абитуриентам европейских и американских вузов гражданской авиации. Широко распространена система поддержки студентов банками. Абитуриент получает низкопроцентную ссуду, которую возвращает небольшими частями после трудоустройства.

Удостоверение PPL (на легкомоторные самолёты класса D и ниже) в аэроклубе обойдется примерно в 7 тысяч долларов США. Для получения дополнительных допусков необходимы налёт и обучение по более сложным программам. Разумеется, что всё продвижение оплачивается студентом самостоятельно. Таким образом, пилот может получить допуск IFR (полёты по приборам) на реактивный самолёт с несколькими двигателями. После этого он может попытаться устроиться в небольшую региональную авиакомпанию. Другой способ – поступить в колледж. Четырехлетнее обучение обойдется в 80 - 120 тысяч долларов США, оттуда прямой путь в коммерческую авиацию. Обучение некоторых студентов оплачивается благотворительными организациями или за счёт государственных грантов. Медицинские требования к абитуриентам, по сравнению с российскими, весьма щадящие. В первую очередь проверяются сердечно-сосудистая и нервная система, слух, зрение. При этом никто не требует идеального здоровья. Главное, чтобы дефект компенсировался, скажем, при ослабленном зрении можно летать в очках.

Система подготовки лётного состава оказалась настолько отлаженной, что сейчас в США наблюдается даже избыток квалифицированных пилотов. Некоторые из них устраиваются в зарубежных авиакомпаниях, чаще всего в Китае.

Андрей Облаков, для «Фонтанки.ру»


© Фонтанка.Ру

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...