В Петербурге на грань выживания поставлена одна из крупнейших индустрий теневого бизнеса – незаконный возврат НДС. «Фонтанка» узнала, что в первом квартале 2013 года фирмы-однодневки вытянули из бюджета почти на 6 миллиардов рублей меньше, чем обычно. Это стало результатом новой схемы борьбы, примененной петербургскими налоговиками и полицейскими. «Тема уходит», - признаются сами представители подледного мира.
Незаконный возврат НДС – явление для России столь же обычное, как серые схемы по обналичке денег. Механизм, с помощью которого из бюджета ежегодно похищаются сотни миллиардов рублей, незамысловат, но действенен. Ты создаешь фиктивную фирму. Готовишь пакет документов, доказывающий: предприятие ответственно возит дрова из Сибири в Сочи. Или продает мягкие игрушки. Или - как договоришься. Раз в квартал обращаешься в налоговую службу за вычетом по НДС. Невнимательный или заинтересованный инспектор тебе его предоставляет, добропорядочный – посылает прочь.
Количество невнимательных, как показывает практика, превалирует. «Обороты рынка, связанного с махинациями вокруг налога на добавленную стоимость, в несколько раз превышают обороты рынка наркотиков», - отмечают люди, близкие к этому подледному бизнесу.
Спокойный переулок
В Петербурге еще недавно ситуация не сильно отличалась от общероссийской. В главке год из года проводились совещания, где высокие чины с цифрами в руках доказывали: обстановка ненормальная, непорядочная, пора что-то менять.
У рядовых борцов с возвратом НДС – работников управления по налоговым преступлениям, квартирующего в переулке Крылова, – дела тем временем обстояли спокойно, личное благосостояние росло.
Ходили легенды о двух операх, которые как-то приехали в известный ресторан «Корова-Бар» на Караванной улице на «Бугатти». Неспешно выгрузились из машины, кофе кушали на открытой террасе.
Ключевой секрет
Жизнь управления стала менее вольготной в 2011 году. Тогда летом его расформировали и преобразовали в Оперативно-разыскную часть № 14. Начальника Алексея Серединина и еще девятерых наиболее одиозных работников сместили. Серединин некоторое время занимался аппаратной борьбой, лоббируя отмену этого решения через свои связи в центральном аппарате МВД. Однако воля, исходившая от тогда еще начальника полиции Сергея Умнова, оказалась эффективной: в руководство ОРЧ-14 вошли сотрудники управления уголовного розыска во главе с начальником «мошеннического» отдела Денисом Михайловым.
- Главный секрет нашей работы чрезвычайно прост: ключевые сотрудники ОРЧ приходят на работу к восьми утра, уходят поздним вечером. Выходной, как правило, один в неделю, – рассказал «Фонтанке» Михайлов.
Позже Серединина обвинят в получении 40-миллионной взятки – самой крупной за всю буржуазную историю города – и возьмут под стражу.
База риска
Тем временем за другую нить, ведущую в глубину невидимого мира, потянуло управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу. Его начальник Валентина Корязина распорядилась создать «адресную программу» рискованных фирм, претендующих на возврат НДС.
«Выявить признаки теневого околоналогового бизнеса несложно, – комментируют собеседники «Фонтанки». – По базам ищут компании с нулевой отчетностью, номинальными директорами, возглавляющими с десяток компаний сразу. Под подозрения попадают те, кто не является на проверки, предприятия, отсутствующие по месту регистрации или фактическому адресу.
Еще одна деталь, свойственная персонажам из мира налоговых махинаций – сотрудничество с банками, имеющими репутацию друзей подобных персонажей. Как правило, это небольшие банки».
База включила в себя 231 компанию. Классические оперативно-разыскные мероприятия эффективны лишь на тактическом уровне. В настоящий момент 8 представителей теневого бизнеса находятся под стражей, арестованы 3 сотрудника налоговых инспекций, но стратегически это мало на что влияет.
Оперативники Управления экономической безопасности ГУ МВД и налоговая служба пошли дознавательским путем - чесом по группе риска. К липовым директорам приходили оперативники, задавали неуютные вопросы. В большинстве случаев только этого хватало для самоликвидации подобной фирмы.
Впрочем, сам начальник ГУ МВД Сергей Умнов так прокомментировал «Фонтанке» новый алгоритм работы:
«По большому счету, ситуацию мы сломали кадровыми решениями у себя в ведомстве и взаимодействием с налоговой службой, которая сформировала базу «зоны риска». Теперь столь же нагло возмещать – не получится. Игроки попритихли. Некоторые еще подают иски в арбитражные суды, даже выигрывают, но при этом опасаются получать деньги. Что касается наших реализаций по обнаглевшим, то их никто не отменял. Посадки еще будут. И их жалобы и письма в столицу нам известны. Они дезинформируют, защищаются, как могут. Мы все видим».
В результате, если в третьем квартале 2012 года петербургские компании-однодневки получили из федерального бюджета возвратов НДС на 5,8 миллиарда рублей, то в четвертом квартале эта цифра упала до 0,04 миллиарда. «В первом квартале 2013 года фактически возвращено налогоплательщикам из “зоны риска” 0 рублей», - значится в справке Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ему подчиняется 14-я ОРЧ), имеющейся в распоряжении «Фонтанки». Общая сумма НДС, ежеквартально заявленная к возмещению по городу, упала с 38,8 миллиарда до 32,4 миллиарда рублей, подчеркивают в УЭБ и ПК.
Сопротивление темы
Конечно, все написанное выше еще не значит, что незаконный возврат НДС побежден. На смену павшим должны прийти новые, которые должны к тому же действовать более изобретательно и осторожно. Впрочем, сами представители серого бизнеса в разговоре с «Фонтанкой» подтверждают, что сейчас ищут новые способы заработка. «Тема уходит», - резюмируют они.
С этим выводом согласен и начальник Управления экономической безопасности ГУ МВД Михаил Ильин. На вопрос журналиста нашего издания, побеждено ли явление в принципе, он ответил: «Нет, конечно». После чего Ильин предложил метафору. Скорее всего, еще сказывается его прошлая работа в качестве начальника центра по борьбе с экстремизмом.
- Для наглядности я бы сравнил нашу ситуацию с войной, в результате которой противник разбит, но отдельные его группы загнаны в горы и продолжают сопротивление. Теперь надо пользоваться данными авиаразведки, накрывать артиллерией и штурмовать пехотой. То есть работать по конкретным группам, – закончил Ильин.
Софья Вертипорох, Евгений Вышенков
"Фонтанка.ру"