На вопрос, отчего столько преступлений совершают мигранты, неожиданным образом ответили две генеральные прокуратуры – России и Азербайджана. Безнаказанно убить восемь человек можно, главное – вовремя переехать, вооружившись новым гражданством. И ни одна из двух стран судить тебя не сможет. Видимо, эту коллизию лучше, чем правоохранители, понимал обвиняемый в пяти убийствах и подозреваемый ещё в трёх уроженец Азербайджана и гражданин России Мамедов. Одно из вменяемых ему преступлений – громкое убийство студентки Румии Керимовой в 2009 году. Это дело спустя почти 4 года и стало индикатором проблемы преступности среди мигрантов.
Убивали своих
Гибель азербайджанской студентки Румии Керимовой поначалу приняли за так называемое «убийство чести» – дескать, ее наказал отец за слишком свободные для мусульманской девушки нравы. Но вскоре выяснилось, что сам Гафар Керимов был жертвой вымогательства со стороны банды земляков. А Румию убили за то, что отец отказался платить рэкетирам. И он был такой не один.
Ислама Гарибова расстреляли под окнами его дома.
– Около 9 вечера муж позвонил мне, сказал, что ставит машину и придёт через 15 минут, – рассказывает Ирада, его супруга. – Но через 15 минут нам домой уже звонила милиция…
Её муж большую часть жизни прожил в Петербурге. Здесь он окончил университет, работал в строительных компаниях на высоких должностях, потом открыл свой бизнес.
– Его убили из-за четырёх тысяч долларов, – продолжает Ирада. – Муж дал земляку денег в долг, а тот приказал убить его, чтобы не возвращать деньги.
Это случилось практически на глазах у троих детей Ислама. Всю ночь они наблюдали, как милиция работает рядом с телом отца. Младшую дочку после этого Ираде пришлось долго лечить.
Банда действовала в Московском районе Петербурга с 2003 года. Была сколочена "по этническому принципу", как сказано в приговоре, и точно так же отбирала жертвы: требовали дань со своих – азербайджанских торговцев, своих же грабили и убивали. Убивали за отказ платить. Убивали, чтоб не отдавать долги. При подозрении в ненадёжности тоже убивали. И так на протяжении шести лет. Сколько народу они положили – неизвестно. Пока суд установил их вину в пяти убийствах. В октябре 2012 года четверо членов банды были приговорены к тюремным срокам от 19 до 24 лет.
Отец молчал
Из всех пострадавших семей кроме Гарибовых в Петербурге сегодня остались только Гафар Керимов с женой и двумя детьми. Им, как и Ираде, много лет прожившей с мужем в России, просто некуда было бежать, когда их стали терроризировать бандиты. Убийство старшей дочери Гафара, красавицы, гордости семьи, студентки 4-го курса мединститута Румии, в апреле 2009-го стало самым громким эпизодом в деле банды.
– Это из-за моего бизнеса, они требовали, чтобы я платил, – рассказывает Гафар. – Сначала были угрозы, потом мне машину подожгли. Прошло 3 месяца – дочку мою похитили. Мы два дня ждали, думали, может, деньги будут просить. Потом узнали…
Потом они узнали, что Румию застрелили в лесу под Всеволожском. Соседка по дому заметила, как девушку заталкивали в автомобиль трое мужчин. Она сообщила в милицию. Машина похитителей оказалась известна Гафару. Он назвал предполагаемых преступников. Когда их взяли, они обвинили его: дескать, Керимов сам заказал убийство, потому что девица нарушала мусульманские традиции.
Гафар, потерявший дочь, просидел под стражей 8 месяцев. Он догадывался, кто стоит за убийством Румии, но боялся сказать следствию: дома оставались без всякой защиты жена и двое младших детей. Но в конце 2009-го он всё-таки дал показания.
– К этому времени у нас уже была оперативная информация о том, кто на самом деле стоит за убийством Румии Керимовой и за другими преступлениями, – рассказывает следователь по особо важным делам Следственного управления СК РФ по Петербургу Денис Кирсанов. – Заговорили обвиняемые, были другие доказательства.
Так в деле появилось имя Мурада Мамедова. Фактического владельца кафе «Агдам» в Московском районе. Гражданина России. В 2010 году он был объявлен в международный розыск по обвинению в бандитизме, пяти убийствах, вымогательстве, похищении человека, разбоях, незаконном обороте оружия.
Но что его искать-то? Гражданин Российской Федерации Мурад Мамедов преспокойно гуляет по Баку.
Как в итоге установил Окружной военный суд, в апреле 2009 года девушка была убита по команде Мурада Мамедова. Убивали земляки — Самир Мамедов, Эльнур Гафаров и Кадыр Сулейманов, который и застрелил Румию из пистолета «Таурус». Самир Мамедов за совершенные преступления приговорен к 21 году лишения свободы. Непосредственный исполнитель убийства Кадыр Сулейманов пережил свою жертву всего на несколько дней. Когда бандиты поняли, что сыщики могут выйти на них, Сулейманов, как слабое звено, был по указанию Мурада Мамедова ликвидирован одним из членов группировки — Адалетом Амраховым (сейчас отбывает наказание в виде 24 лет лишения свободы).
Юридический тупик
– Я встречался с Мамедовым в Баку четыре месяца назад, – подтвердил в разговоре с «Фонтанкой» генеральный консул Азербайджанской Республики в Петербурге Гудси Османов.
Кстати, именно вмешательство генконсула Азербайджана помогло в расследовании. «В СМИ появилось много публикаций о распущенности девушки и о том, как отец плохо относился к ее слишком «светскому» образу. Но следствие показало, что все это неправда. В частности, и экспертиза, проведенная через несколько дней после убийства, показала, что Румия Керимова в 20 лет оставалась девушкой. Мы, подключившись к расследованию, разговаривали с теми, кто с ней учился и дружил, и все говорили, что она была очень хорошим, спокойным и правильным человеком, уважавшим традиции», - рассказывал генконсул в интервью «Фонтанке».
А Мурад Мамедов и не думает прятаться. Он знает: законы таковы, что сегодня его невозможно осудить ни в России, ни в Азербайджане.
Между государствами, подписавшими обязательства о взаимной правовой помощи, как Азербайджан и Россия, действует норма, по которой страна может добиваться выдачи только своего гражданина. Если речь идёт о чужом, то следует направить к нему на родину материалы дела, чтобы там его и судили.
Как следует из письма Генеральной прокуратуры РФ, с 2009 года Мурад Мамедов – обладатель российского паспорта: «Решением УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 06.02.2009 принят в гражданство Российской Федерации», – сказано в документе. При этом от азербайджанского подданства он отказался тогда же: «Мамедов М.М. обратился в Генеральное консульство Азербайджанской республики в Санкт-Петербурге с заявлением об оформлении выхода из гражданства Азербайджанской республики».
В 2010 году, повторим, у следствия появились доказательства, что Мамедов – может быть организатором банды, на счету которой как минимум 5 убийств. К этому времени он уже был в Азербайджане. «Материалы переданы в генеральную прокуратуру Российской Федерации для подготовки ходатайства о выдаче указанного лица (проведении экстрадиции)», – пишет Генпрокуратура РФ
Ответ из Азербайджана показал, что ситуация тупиковая: «Генеральной прокуратурой Азербайджанской республики отказано в выдаче Мамедова М.М. по причине принадлежности его к гражданству указанного государства», – констатирует наше главное надзорное ведомство. То есть Мамедов восстановил азербайджанское гражданство! «Генеральная Прокуратура Азербайджанской Республики обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с предложением о направлении материалов уголовного дела… для осуществления уголовного преследования Мамедова М.М. за преступление, совершённое на территории Российской Федерации», – пишут из Баку.
Но дело в том, что Россия по закону просто не может делегировать Азербайджану такие полномочия: Мамедов для нас остается российским гражданином, ведь он официально не отказывался от своей новой родины, и, значит, судить его следует в России.
«Установлено, что Мамедов М.М. является гражданином Российской Федерации. В этой связи в соответствии со ст. 458 УПК… уголовное дело в отношении Мамедова М.М. с поручением об осуществлении уголовного преследования последнего в компетентные органы Азербайджанской Республики направлено быть не может», – заявлено в одном письме Генпрокуратуры РФ. «С заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации Мамедов М.М. в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области… не обращался», – сказано в другом.
Это замкнутый круг. Но кто тут точно в выигрыше – это гражданин двух стран Мамедов.
Закон помогает преступникам
«Фонтанка» попросила прокомментировать странную коллизию посольство России в Баку, где, по идее, Мамедов должен был аннулировать свой российский паспорт перед восстановлением азербайджанского.
– Такие казусы случаются, – признал сотрудник консульского отдела. – Между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией нет соглашения о двойном гражданстве, и может получиться, что у человека два гражданства – российское и азербайджанское.
Как именно такое «может случиться», если перед получением нового гражданства надо отказываться от старого, дипломат не уточнил. «Тут может быть много разных обстоятельств», – ушёл он от ответа.
По словам генерального консула Азербайджана в Санкт-Петербурге Гудси Османова, такие «казусы», как выразился его бакинский коллега, не просто случаются, они – не редкость. И как раз именно преступники хорошо знают о них, и умело ими пользуются.
– Получается так, что Мамедов имел два гражданства, – объяснил Османов. – Очень многие преступники так поступают. За время моей работы консулом в Санкт-Петербурге такое происходило много раз: совершив преступление, человек уезжает в Азербайджан, и по закону Азербайджан не выдаёт России своего гражданина. А бывали случаи, что гражданин России совершал преступление и бежал из Азербайджана в Россию, и его тоже по закону нельзя было выдать Азербайджану.
В конце минувшего года в Петербурге были задержаны ещё трое предполагаемых членов банды Мамедова. Они дали следствию показания ещё о трёх убийствах. Рассказывают, что деньги за работу они якобы получали в Азербайджане. Специально ездили в Агдамский район – к заказчику. Который продолжает управлять подчинёнными из-за границы.
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»