Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин будет горд, если окажется в «списке Магнитского». Его не пугают критика в СМИ и реакция бизнеса на идею создания финансовой полиции. В ходе часового общения со студентами Российской правовой академии Министерства юстиции в Петербурге он рассказал о своем видении проблем коррупции, конфискации и о том, почему Россия лучше Штатов.
Все места в конференц-зале, где ждали главного следователя России, были заняты задолго до начала лекции. Преподаватели и студенты оттеснили журналистов на галерку и бурно обсуждали, о чем им расскажет Александр Бастрыкин. Ключевые слова: «дети», «коррупция», «Магнитский», «США». Глава СК ожидания аудитории не обманул.
Первые минуты выступления ничем не отличались от официальных лекций, которые периодически дают vip-спикеры. Генерал-полковник юстиции радовался, что вырвался в родную для него академию, рассказывал о загруженности и книгах, которые предстоит написать.
Постепенно эмоции нарастали, казалось, Бастрыкину захотелось выговориться, а может, председателя СК раскрепостило солнце, заглянувшее в окна аудитории: вздохнув, он посетовал на то, что каждое утро тратит не меньше двух часов на просмотр газет и корреспонденции, моментально отдает поручения в регионы, а пресса все критикует и критикует.
Неожиданно улыбнувшись, Бастрыкин обратился к свежей публикации «Российской газеты», в которой сообщали об идее создания в Великобритании комитета по цензуре. «В одной из самых демократичных стран», - брови спикера поползи вверх. Пауза. «Мы с самого начала придерживались максимальной открытости в работе. Люди должны знать, чем мы занимаемся. И мы благодарны СМИ», - кивок в сторону журналистов.
За час он еще не раз вспомнил коллег из Европы и США. В частности, укорил Британию и Германию за нежелание отвечать на запросы, выдавать отечественных беглецов. Выдвинув очередной тезис в пользу российского законодательства, глава СК предложил несогласным пари. Ставка для студентов — ящик пива, профессорско-преподавательскому составу — ящик коньяка. Перчатку никто поднять не посмел, и спорить главному следователю оказалось не с кем.
После ироничных отступлений Бастрыкин вернулся к разговору о наболевшем и заявил, что не правы те, кто считает, что борьба с коррупцией в стране постепенно сходит на нет. Хотя определенные проблемы есть. В основном — в области законодательства. Руководитель СК посетовал, что недвижимость и предметы роскоши, приобретенные на преступные средства, но находящиеся в собственности родственников преступников, не так-то просто изъять. «А вы еще докажите, что теща знала, что ее имущество приобретено на средства, добытые преступным путем. У нас нет института конфискации», - насупился господин председатель.
Александр Бастрыкин также добавил, что не собирается брать под стражу всех за экономические преступления. «Зачем сажать? Пусть отдаст наворованное. Если на эти деньги он купил, например, замок — организуем там детский дом или дом ветеранов», - пояснил он, а применительно к штрафам отметил, что, назначая за взятку в 50 миллионов евро штраф в 500 миллионов, нужно задать вопрос, а где он их возьмет и сможет ли реально выплатить.
По словам выступающего, только в 2011 году из России было выведено капиталов на 57 миллиардов долларов США. Здесь Бастрыкин небрежно привел в пример некоего бизнесмена с «типично русской фамилией Милилашвили», который зарегистрировал в Москве фирму с уставным капиталом в 17 тысяч рублей, а через год вывел за рубеж десятки миллионов долларов. И категорично отрезал - именно из-за таких бизнесменов среди митингующих против налога на депозиты на Кипре мелькают российские флаги. «Как сделать образование бесплатным? Оттянуть капитал с Кипра», - нашел решение глава СК.
Его удивило, что в таких обстоятельствах предложение о создании финансовой полиции вызвало резкое неприятие в бизнес-кругах и среди некоторых политиков. «Они кинулись нас «мочить», - смутно знакомой терминологией обрисовал реакцию оппонентов глава СК. Не последнее место в этой борьбе заняли, по словам Бастрыкина, журналисты: не так давно представители СМИ вырвали из контекста его цитату о том, что для борьбы с мафией необходима своя мафия. О том, что следователь шутил, предпочли умолчать и окрестили спикера Доном Бастрыкиным. «Когда о нас пишут плохо — делите пополам», - посоветовал он.
В разговоре о СМИ председатель СК не мог не упомянуть про нашумевший «список Магнитского», куда его грозятся внести оппозиционно настроенные структуры. Он напомнил, что оглашение итогового документа ожидается 13 апреля. «Почту за высокую честь войти в список», - снова улыбаясь, произнес Бастрыкин.
При этом он высказал некоторое удивление тем, что санкции хотят применить к сотрудникам его ведомства: Следственный комитет не занимался расследованием преступлений, инкриминируемых Сергею Магнитскому, а дело по расследованию смерти юриста в СИЗО довели до суда.
Бастрыкин также добавил, что в ходе обсуждения взаимодействия с коллегами из Штатов генеральный прокурор страны пригласил его на встречу. Однако, как мероприятие сможет состояться, если глава СК РФ окажется в «списке Магнитского», следователь не знает. «Может, он проведет меня тайными тропами в свой офис», - предположил он.
Шутки шутками, но от традиционной шпильки в адрес звездно-полосатых коллег глава Следственного комитета не удержался, припомнив лагерь Гуантанамо и аналогичные заведения в Прибалтике и Польше. «Некоторые сидят там годами без предъявления обвинения, у нас же люди оказываются в заключении лишь по решению суда», - не без гордости заметил Бастрыкин.
Он не исключил, что к нему могут быть претензии в связи с уголовными делами, расследуемыми СК в отношении американских усыновителей. «Мы возбудили за последнее время 22 дела против американских усыновителей», - конкретизировал глава ведомства.
Главный следователь страны подчеркнул, что если американские власти не будут должным образом реагировать на смерти детей, являющихся гражданами России, СК будет жестко, но в рамках правового поля добиваться привлечения этих лиц к ответственности. По всем указанным делам ведомство направит материалы в Интерпол для того, чтобы «привлечь этих господ-усыновителей к уголовной ответственности по российским законам».
Оцепенение с зала спало лишь тогда, когда спикер предложил перейти к вопросам. До этого складывалось впечатление, что студенты и преподаватели под гипнозом. Они ловили каждое слово Бастрыкина и раздраженно шипели на фотографов, сновавших по залу. «Не стеклянные», - то и дело раздавалось в помещении.
Общение с залом было недолгим. Пара вопросов – и главе СК напомнили, что он опаздывает на совещание. Позвав самых достойных студентов пополнить ряды своего ведомства, Бастрыкин умчался, но обещал вернуться. С новыми лекциями.
Тимур Зайнуллин,
«Фонтанка.ру»