Переезд Верховного и Высшего арбитражного судов в Санкт-Петербург стал новой темой для противостояния. Оппозиция и радикально настроенная общественность, у которой все меньше ярких поводов для высказывания резкого «нет!», кажется, нашла благодатную и главное – долгоиграющую тему. Ведь возможный переезд судов - это дело нескольких ближайших лет.
В первую очередь говорят о дороговизне переезда. Но постепенный перевод будет происходить за счет федеральных средств, и мы обязаны привлечь эти деньги именно в наш город. Не стоит забывать и то, что юридический факультет СПбГУ является сильнейшим в стране. А переезд судов, без сомнения, создаст новые возможности и обеспечит дополнительные рабочие места нашим выпускникам.
Переезд Конституционного суда в Петербург значительно повысил столичный статус города. Немаловажно и то, что, наконец, были приведены в порядок здания Сената и Синода, которые много лет находились в плачевном состоянии. При этом сегодня мало кто вспоминает те мнимые сложности, которые, по мнению противников переезда Конституционного суда в Петербург, должны были неизбежно возникнуть. Проблемы оказались надуманными.
Под переезд новых судов, которые завершат перевод судебной ветви власти в Петербург, планируется отдать набережную Европы, построить там новые здания. Это намного лучше, чем жилье, пусть и элитное, которое там должно было быть до этого. Задача петербургских политиков добиться того, чтобы от этого переезда выиграл Петербург и петербуржцы, а не препятствовать развитию нашего города.
Естественно, за сменой местоположения встает другой важный вопрос. Как известно, все пути в России пока ведут в Москву. Создание «судебного кластера» в Петербурге должно задать дополнительный мощный импульс для развития транспортной инфраструктуры. Наш город пока имеет очень скромный аэропорт с довольно неразвитой географией локальных полетов со стыковкой в Петербурге. Данная проблема характерна не только для нас, но всей страны в целом. Ситуация, когда из одного города можно добраться в соседний только сделав крюк в несколько сот, а иногда и тысячу километров, не может считаться нормальной.
Переезд судов является еще одним стимулом для того, чтобы, наконец, приступить к решению этого сложного вопроса. Уверен, внимание к петербургским вокзалам, аэропортам, автовокзалам только усилится.
Возвращение столичных функций, без сомнения, привлечет в Санкт-Петербург и дополнительное федеральное финансирование. Значит, будут средства и на строительство нового, и на бережное отношение к культурному достоянию. Исходя из таких прагматических соображений, я считаю, что Петербург как столица третьей ветви власти - судебной - только выиграет.
Кто-то может сказать, что в мире есть множество городов, которые и без столичных функций сохраняют свое наследие, развиваются и привлекают туристов. Например, Венеция. Да, но население Венеции около 270 тысяч жителей, а петербуржцев 5 миллионов. Развитие туризма - лишь одно из множества направлений социально-экономического развития нашего мегаполиса. Можно вспомнить Барселону – столицу Каталонии. Сколько сил было приложено для того, чтобы Барселона получила право принимать Олимпиаду в 1992 году, за которой пришли и различные крупные международные культурные и экономические форумы. В 2010 году Барселона стала столицей Средиземноморского союза, куда входят 43 государства.
Обсуждая тему переезда судов, не нужно забывать, что Санкт-Петербург рожден как столица Российской империи. Все то историческое наследие, которым мы сегодня владеем, строилось и содержалось на деньги всей России - около четырех тысяч дворцов, фонтаны, скульптуры авторства художников с мировым именем, гранитные набережные и уникальные разводные мосты. На красоты нашей Северной Венеции приезжают посмотреть люди со всего мира. Все это мы обязаны содержать в достойном состоянии. Но нужно признать, что Петербург-Ленинград за годы отсутствия столичных функций очень многое потерял. Блеск города померк, ведь содержать все то богатство, что осталось нам от Российской империи, на деньги городского бюджета невозможно. Задача петербургских политиков добиться того, чтобы от этого переезда выиграл Петербург и петербуржцы, а не препятствовать развитию нашего города.
Вадим Тюльпанов, член Совета Федерации РФ