Смольный решил наделить дружинников, частных охранников и казаков полномочиями, которые фактически идут вразрез с нормами федерального законодательства. Внесенный губернатором Санкт-Петербурга проект городского закона вводит административные санкции за воспрепятствование законной деятельности добровольных защитников правопорядка. Юристы в недоумении: как можно наказывать за невыполнение требований того, кто в силу закона никаких требований предъявлять не может?
В пояснительной записке к представленному проекту представитель губернатора в городском парламенте Михаил Бродский указывает, что в настоящее время федеральным законодательством ответственность «за воспрепятствование законной деятельности граждан, участвующих в обеспечении правопорядка», не установлена. Разработанный же Смольным документ предусматривает, что за такое «неповиновение» на нарушителя может налагаться штраф в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей.
Помоги себе сам
Отметим, что по действующему федеральному законодательству дружинники не наделяются особыми полномочиями – они лишь «оказывают содействие органам внутренних дел», в том числе в предотвращении и пресечении преступлений и административных правонарушений. Также закон строго запрещает таким помощникам выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, а также работать без непосредственного участия полицейских или осуществлять их полномочия.
Поэтому опрошенные журналистом «Фонтанки» юристы указывают на неоднозначность предлагаемой губернатором нормы: «Нельзя наказывать кого-либо за невыполнение требований лица, которое в силу закона такие требования предъявлять не вправе, – полагает адвокат коллегии адвокатов «Де ЛАТА» Яна Корзинина. – Полномочия дружинников строго ограничены». Адвокат Иосиф Габуния расценивает идею как «бредовую»: «Требования дружинников никто не обязан выполнять. Они не полицейские и не должностные лица. По крайней мере до тех пор, пока не будет внесена поправка в федеральный закон».
А вот Борис Грузд из адвокатского бюро «Юрий Шмидт и партнеры» считает, что у дружинника не может быть меньше прав, чем у любого частного лица: «Требовать прекратить противоправные действия вправе каждый. Например – дружинник требует от бросившего окурок поднять его и кинуть в урну. Если гражданин игнорирует, то он может быть привлечен сразу за два правонарушения», – полагает адвокат.
Недоверие к новой норме связано и с неопределенным статусом добровольных помощников полиции. Регламентирующий их деятельность городской закон лишь рекомендует не привлекать к участию в обеспечении правопорядка имеющих неснятую или непогашенную судимость, совершивших ряд административных правонарушений, а также страдающих психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией или же признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Причем даже при четком выполнении таких рекомендаций в народной дружине могут состоять бывшие зэки, а патрулирование территории детских садов или школ вполне могут доверить, например, осужденным за развратные действия в отношении несовершеннолетних (их судимость погашается через пять-шесть лет).
Засланный казачок
Понять смысл нового закона не могут и сами добровольные помощники: «Дружинник фактически имеет меньше прав, чем любой другой гражданин, – констатирует Ольга Васильева, председатель РОО «Народная дружина «Фрунзенская». – Участвовать в охране общественного порядка нам разрешено только совместно с сотрудниками полиции. Поэтому не совсем ясно, ответственность за противодействие какой деятельности дружинника предусмотрена. Возможно, эта поправка в закон будет работать в случае наделения народных дружинников правами выполнять самостоятельную роль в охране общественного порядка, но пока этого нет».
Схожее мнение высказывает и атаман петербургского казачьего общества «Казачья стража» Аркадий Крамарев (экс-депутат петербургского ЗакСа, еще раньше - глава ГУВД по городу и области). По его словам, общественность, и казаки в том числе, никакими правами не обладают: «Поэтому берут с собой в патруль одного полицейского и пользуются его правами. Без полицейского ничего с правонарушителем сделать невозможно».
А вот генеральный директор охранного предприятия «Борс» Дмитрий Курдесов положительно оценивает инициативу губернатора: «Это будет хорошо влиять и на дисциплину самих охранников. Для нас это будет подспорьем, поможет защитить наших сотрудников», – убежден он.
«Прав у дружинников, казаков, которые занимаются охраной общественного порядка, у «Казачьей милиции», у «Казачьей стражи», нет вообще никаких. Кроме гражданского ареста, который мы можем провести в случае вопиющего нарушения и в случае преступления, – рассказывает Игорь Чипизубов, атаман казачьей станицы «Адмиралтейская-Невская». – Если будет принят закон, который нам поможет, это хорошо. Но нужно, чтобы те люди, которые несут службу, не злоупотребляли своими возможностями и с любовью к гражданам относились. Вот мы – сколько лет в храмах порядок охраняем, священники не благословляли действовать жестко», – говорит атаман.
Комитет по законодательству городского парламента 1 марта рассмотрел предложенную губернатором поправку и рекомендовал коллегам принять ее в первом чтении. Юридическая служба Законодательного собрания Санкт-Петербурга также не нашла в документе противоречий федеральному законодательству и коррупционных факторов.
Денис Коротков,
Павел Нетупский,
«Фонтанка.ру»