Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Финский марафон: почему петербургские спортсмены сдают свои позиции в лыжных гонках

Финский марафон: почему петербургские спортсмены сдают свои позиции в лыжных гонках

107

Марафон – это отдых
Почему петербургские спортсмены сдают свои позиции в лыжных гонках

В минувшие выходные в финском городе Лахти, что расположен всего в 280 километрах от Петербурга, прошел крупнейший в мире любительский лыжный марафон «Финляндия-Хиихто». Побороться за медали приехало около семи тысяч спортсменов из 20 стран мира, и в том числе около 600 россиян. Многие из них — петербуржцы. Из года в год на этом марафоне наши лыжники занимали призовые места на дистанции 50 километров. Правда, в этот раз россиянам не удалось войти даже в десятку. Оно и понятно, ведь у нас в стране практически не осталось хороших трасс. А петербургские лыжники и вовсе от безысходности каждые выходные ездят тренироваться в Финляндию.

Гонка для домохозяек

«Наши дети уже рождаются с лыжами на ногах» - любят шутить жители небольшого города Лахти. Родители там ставят своих отпрысков на лыжи в 3-4 года, когда те еще толком и ходить не умеют. А в семь лет многие юные финны уже участвуют в марафоне «Финляндия-Хиихто». Бегут 20 километров и обязательно в сопровождении родителей.

В городе с населением около ста тысяч человек есть великолепная освещенная трасса длиной 70 километров. Такого нет ни в 5-миллионном Петербурге, ни 12-миллионной Москве. О лыжах в Лахти вообще напоминает слишком многое. В кафе продают мороженое со вкусом смолы, которое пахнет в точности как советская смазка для лыж. На улицах то и дело попадаются памятники лыжникам (один из них, кстати, сделал отец знаменитой писательницы Туве Янссон, а позировал ее брат). А уж ежегодный марафон «Финляндия-Хиихто» и вовсе превращается в общегородской праздник наподобие Рождества.

- В этот день на трассу выходят не только опытные лыжники, но даже домохозяйки, - рассказывает Иван Исаев, который в марафоне участвует уже в восьмой раз. - Они не спеша преодолевают положенные для женщин 20 километров, подолгу останавливаются в пунктах питания, капитально едят там, потом отправляются дальше. Для них марафон — это отдых. В России такого нет.

Впрочем, и у нас домохозяйки возможно, встали бы на лыжи, если бы появились хорошо подготовленные трассы.

- В Финляндии в каждой деревеньке трасса в идеальном состоянии, - говорит Александр Артемьев. Вот уже несколько лет он живет в Суоми и выступает на марафонах за эту страну. На «Финляндия-Хиихто» Александр занял третье место на дистанции 50 километров. - А все потому, что их укатывают ратраками (снегоуплотнительная машина на гусеничном ходу. — Ред.). В России же ратраки есть только в самых больших спортивных центрах, да и то не во всех.

- В Питере беда: лыжные трассы уничтожаются, - считает Иван Исаев. - Например, территория в Токсово, где и расположены эти трассы, распродается под коттеджи. От лыжни уже остались рожки да ножки. Общественность там сейчас пытается что-то сделать, но пока мало что получается. Доходит до анекдотов. Люди на субботу, воскресенье садятся в машину и едут в Иматру кататься на лыжах. Это в голове не укладывается! Иматра - крошечный городок, где живет около 30 тысяч человек, а лыжных трасс у них куча! Многие освещены, работают снежные пушки. А в Питере ничего этого нет. Последние 15 лет я катаюсь на лыжах исключительно в Финляндии... Часто бываю и в Лахти.

Променять Хельсинки на лыжи

Пока в Петербурге лыжные трассы уничтожают, в Лахти — совершенствуют. Не так давно трассу, на которой и проводят марафон «Финляндия-Хиихто», расширили с 5,5 до 8 метров. Правда, для этого пришлось срубить 264 дерева. Жители Лахти дали на это добро только после того, как мэрия пообещала высадить ровно столько же новых саженцев. Обещание, кстати, было выполнено. И теперь Лахти завидуют не только россияне, но и избалованные жители Хельсинки и других крупных городов Финляндии. Некоторые специально переезжают жить в Лахти, чтобы кататься там лыжах. Например, именно так сделал пенсионер, а в прошлом страховой агент Рейо Хякинен. Он купил дом в пригороде Лахти и теперь в свои 66 лет каждый день выходит на трассу, которая находится всего в 50 метрах от его дома. Он участвует в «Финляндия-Хиихто» каждый год и не пропустил еще ни одного марафона. За это город присудил ему почетное звание «советник». Оно, правда, не дает никаких льгот. Зато местные жители уважают Рейо и считают его местной знаменитостью.

- Я регулярно бываю у доктора и проверяю сердце, - рассказывает Рейо Хякинен. - Все-таки марафон — серьезная нагрузка. Врач удивляется, какое у меня крепкое здоровье! А это все благодаря регулярным тренировкам на лыжах. Хотя есть у нас совершенно сумасшедшие люди, которые участвуют в марафонах, даже если им не позволяет здоровье. Были уже и смертельные случаи на трассе. А в прошлом году я увидел на старте мужчину с очень короткими лыжными палками. Оказалось, у него больное сердце и ему нельзя поднимать руки вверх. Поэтому специально на заказ ему сделали такие короткие палки.

Без огурца не добежать до финиша

Состояние здоровья участников любительских марафонов, как правило, не проверяют. Впрочем, первую помощь могут оказать как на самой трассе (там «патрулируют» снегоходы), так и на пунктах питания. Как правило, они располагаются на 9-м, 18-м, 35-м, 42-м и 46-м километрах трассы. Там спортсмены могут перекусить солеными огурцами, бананами, изюмом, выпить чай. Кроме того, им предлагают глюкозу в таблетках.

- Лыжники, претендующие на призовые места, никогда не останавливаются во время марафона, - рассказывает Иван Исаев. - Ведь пока ты ешь, идет время. Как правило, с такими спортсменами едет команда поддержки. В определенный момент, чаще всего на спуске, они подают лыжнику бутылочку с напитком. Он быстро выпивает прямо на ходу и кидает пустую бутылку обратно помощникам.

Пункты питания на лыжных трассах Финляндии работают даже тогда, когда нет соревнований.
- Очень интересно организована система питания в Леви (расположен в западной части финской Лапландии. — Ред.), - рассказывает Иван Исаев. - В определенном месте лыжной трассы стоит избушка. Утром фермер привозит туда термосы с какао, кофе и чаем, булочки, печенье. Ставит вазочку для денег, вывешивает ценники, что сколько стоит, и уезжает. К вечеру он забирает остатки еды и дневную выручку. И это его бизнес. И все платят, никто не ворует!

До финиша на марафоне доходят не все. Начинающих спортсменов, которые не рассчитали свои силы, часто «подбирают» на трассе снегоходы. Но даже для бывалых лыжников последние километры даются с трудом.

- Здесь важно правильно продумать тактику, - рассказывает Александр Артемьев. - Первым идти всегда тяжело. Поэтому мы с двумя лыжниками, которые, как и я, претендовали на медали, заранее договорились и первые 40 километров сменяли друг друга. То один возглавит гонку, то другой. А последние семь километров начинаются «кошки-мышки». Я шел первым, пять раз останавливался, говорил: «Ребята, давайте, проходите!» А они ни в какую не соглашались. Конечно, мне было тяжело. И на последнем спуске они меня обогнали. Ну ничего, на следующем марафоне я постараюсь взять свое!

Интересно

В 1974 году в Лахти был основан Музей лыжного спорта. Один из самых древних экспонатов — лыжи, которым около двух тысяч лет. Тогда их делали из осины или березы и использовали для охоты. Зачастую они были разной длины. Одна — узкая и длинная, а вторая — короткая и широкая. С ее помощью можно было как следует оттолкнуться и ехать. Палка была только одна, причем с заостренным наконечником. С ее помощью можно было и тормозить, и поворачиваться, и, в случае чего, отбиваться от медведей. Вторая рука лыжника была всегда свободна. Две палки появились только в начале ХIХ века, когда лыжи стали развлечением и спортом. Нижнюю сторону лыж подбивали шкурой оленя для лучшего скольжения. Так иногда делают и сейчас в северных регионах Финляндии. На такие лыжи не налипает снег, на них легко подняться в гору, они более устойчивы при передвижении по очень рыхлому снегу. Крепления в старину делали из кожи и шерсти животных. Изготовлением лыж занимались чаще всего кузнецы.

Кстати

Символом города Лахти считаются три лыжных трамплина, которые были установлены в Спортивном центре города еще в 1978 году. Высота самого большого из них — 114 метров. Впрочем, первый трамплин в Лахти появился уже через три года после основания города - в 1908 году. Он был построен из дерева.
Вообще, в Финляндии лыжные трамплины есть в каждом регионе. А вот в Петербурге действует только один трамплин высотой 64,5 метра. Он расположен в Токсово. Есть там и еще один трамплин (88 метров), правда, начиная с середины 1990-х годов, он не используется в связи с несоответствием его конструкции современным требованиям (в том числе по уровню травмоопасности).

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях