Еще совсем недавно, во времена тотального советского дефицита, одежда делилась на «отечественную», «импортную» и… «привозную» (то есть купленную там, за границей). Но во всех трех типах помимо силуэта (в конце концов, и у нас в ателье работали настоящие мастера) нас интересовали в обновке чисто тактильные ощущения: важно было на ощупь понять, что за «тряпочка».
Запросы времени
При создании новых моделей дизайнеры одежды всегда большое внимание уделяют материалам, подбирая наиболее подходящие фактуры и расцветки. В разные времена на пик моды выскакивали то строгий твид, то пестрый ситчик, то немнущийся кримплен. Однако сегодня перед создателями тканей ставятся куда более сложные задачи — материал должен не просто отвечать запросам моды, но и выдерживать нагрузки, которые возлагаются на него при современном ритме жизни.
По словам директора Института дизайна и декоративно–прикладного искусства СПбГУСЭ Владимира Титова, ткань, из которой создается современная одежда, должна иметь комплексные свойства и отличаться высокими эксплуатационными характеристиками — хорошо пропускать воздух и позволять коже «дышать», как можно дольше сохранять свежесть, обладать хорошими гигиеническими свойствами, иметь повышенную формоустойчивость — не мяться и не терять форму. Казалось бы, соединить все эти качества в одном материале невозможно. Однако всего этого стало возможно добиться благодаря использованию современных технологий.
Будущее - за нанотехнологиями
Натуральные ткани, как мы знаем, ценились всегда. Однако сегодня, как считают специалисты, использования одних натуральных материалов становится уже недостаточно. Поэтому наряду с натуральными тканями, в состав которых входят волокна крапивы, бамбука, используются и нанотехнологические разработки, например металлизированные ткани, которые обладают особыми свойствами. К примеру, материал, в который добавляются молекулы серебра, будет иметь антисептические свойства, поэтому его можно использовать в медицине.
Наверное, любая женщина мечтает о такой одежде, которая бы не мялась, не промокала и не пачкалась. Чтобы, вставая со стула, не приходилось лихорадочно одергивать «уехавшую» юбку и не грустить по поводу вечно мнущейся шлицы. С распространением современных технологий это также становится реальностью. Совсем скоро можно будет забыть о мнущейся или промокающей одежде — наука не стоит на месте, и для создания повседневной одежды тоже используются последние инновационные разработки.
Ткани, созданные с применением нанотехнологий, уже широко используются в различных сферах — из них шьют спецодежду (в том числе и для космонавтов). Из современных материалов производят и межсезонную одежду для внутри- и межгородского туризма.
«Для изготовления одежды используется специальный материал гортэкс (Gore-tex), который имеет специальную защитную пленку толщиной всего несколько микрон», — рассказывает Владимир Титов. Этот неразличимый для человеческого глаза материал является дышащим. Например, плащевая ткань благодаря ему не будет пропускать влагу, так как поры материала в тысячи раз меньше капли воды. «Защитная пленка имеет вид изгороди, она не пропускает не только влагу, но и ветер. При этом одежда из такой ткани получается легкой, не многослойной. Одновременно с этим через ее поры легко проходят все выделения человеческой кожи», — говорит Владимир Титов.
Вне времени и моды
Однако есть материалы, которые даже с появлением современных тканей не выходят из моды, из них продолжают шить одежду. Безусловно, сюда можно отнести деним (из которой Леви Страусс сшил свои первые джинсы), а также такие натуральные ткани, как, например, шелк.
«Наиболее часто используются те ткани, которые зависят от времени года. В частности, если говорить об осеннее–зимнем сезоне, то к таким относится драп. Из итальянского облегченного двустороннего драпа создают куртки, пальто и другую зимнюю одежду. Популярность этого материала можно объяснить тем, что мех в нашем климате не всегда подходит, а кожа, которая была так популярна на протяжении последних нескольких лет, просто приелась», — говорит он.
Современные материалы еще не успели распространиться повсеместно, однако уже завоевали внимание современных модельеров. Одежда из них, как и из любых других материалов, также различается по стоимости.
«Существует несколько ценовых сегментов, — объясняет Владимир Титов. - Первый — это одежда от кутюрье или домов моды, авторских ателье. Сюда можно отнести и наших петербургских модельеров Елену Бадмаеву, Татьяну Парфенову и многих других. Такая одежда качественно отличается от той, что продается, скажем, в Гостином дворе, и составляет примерно 15 процентов всего, что у нас производится».
«Важно также понимать, - продолжает специалист, - что с экономической точки зрения у продукции есть свой жизненный цикл. Так называемый «верхний эшелон» — одежда, которая выпускается в количестве 20–30, максимум — 50 единиц изделий, отличается тем, что ее создают высококвалифицированные художники–модельеры. Цены на нее напрямую зависят от уровня продаж: после того как основная часть коллекции продана, начинается время так называемого «листопада» — снижения цен, чтобы окупить затраты на ткани. К этому времени уже разрабатывается новая партия моделей. Далее следуют ателье «первого разряда», основные клиенты которых — люди от 30 до 55 лет. Одежда, сшитая в таких ателье, тоже доброкачественная, отличается высокохудожественной отделкой, хорошей посадкой, но на ней нет лейблов».
Екатерина Смирнова, для «Фонтанки.ру»