Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Образ жизни Ребенок за компьютером: как предотвратить зависимость

Ребенок за компьютером: как предотвратить зависимость

30 390
razvitie-rebenka.org
Источник:

Для современных детей компьютер — «наше все». Здесь они общаются по скайпу, проводят время в соцсетях, скачивают музыку, фильмы. Они быстро схватывают технические новшества, лихо с ними управляются. Но часто это увлечение идет в ущерб другому: прогулкам, чтению книг, общению со сверстниками. Как сделать оптимальным время, которое ребенок проводит за компьютером?

Для современных детей компьютер — почти «наше все». Здесь они общаются по скайпу, проводят время в соцсетях, скачивают музыку, фильмы, игры. Они намного быстрее, чем взрослые, схватывают технические новшества, лихо с ними управляются. Но часто увлечение новейшими технологиями идет в ущерб другим занятиям: прогулкам, чтению книг, живому общению со сверстниками. Как сделать оптимальным время, которое ребенок проводит за компьютером? Как противостоять компьютерной зависимости?

Парадокс

По сути, первый ПК в мире был создан всего лишь в 1981 году. А сегодня (по данным исследования ВЦИОМ, проведенного в 2011 году) уже более половины россиян (55%) имеют персональный компьютер у себя дома. Больше всего ПК у москвичей и петербуржцев (66%), у 18-24-летних (75%), высокообразованных (69%) и обеспеченных (79%), а также активных пользователей Интернета (84%). Без компьютера чаще обходятся пожилые (67%), малообразованные (74%), малообеспеченные (50%) россияне, а также люди, не пользующиеся Интернетом (59%).

«Компьютер — это современное средство связи, которое дети просто обязаны изучить, — считает Сергей Монахов, заместитель директора Федерального института развития образования. — Компьютер учит мыслить стратегически, просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Используя его, дети учатся искать информацию, анализировать и создавать ее. К тому же есть польза компьютера и в развитии мелкой моторики. На пальцах есть определенные точки, нажимая на которые мы положительно влияем на тот или иной орган».

Вот так: с одной стороны дети развивают интеллект, учатся управлять информационно-техническими устройствами, а с другой стороны перекос в сторону компьютера обедняет их развитие, делает его односторонним…

А жизнь толкает вперед

Вспомним: наши родители тоже ворчали из-за новшеств, были против того, чтобы мы ими чрезмерно увлекались, опасались, что из-за них из нас не выйдет толку. Однако, как видим, технические новинки не мешают вырасти умными, достойными людьми.

Хотим мы этого или нет, компьютеризация будет развиваться все больше, электронные приборы и гаджеты станут неотъемлемой принадлежностью каждого человека, теми универсальными устройствами, с помощью которых он действует в современном мире: ищет информацию, работает, покупает товары и услуги, общается, развлекается, знакомится, устраивает личную жизнь. Поэтому идти против веяний времени бесполезно, время все равно побеждает. Главное, чтобы все эти новшества не заслоняли детям многообразия мира и всего спектра возможностей, необходимых для всестороннего, гармоничного развития.

Регулируем время

Сколько времени ребенок должен проводить за компьютером? Специалисты считают, что первоклассники могут сидеть за ним 15 минут в день, ученики 2-5 классов — 20 минут, ученики 6-7 классов —25-ть, учащиеся 8-9 классов — 30-35-ть, старшеклассники — 45-50 минут в день.

«Длительная работа за компьютером может приводить к развитию близорукости, — считает Татьяна Киселева, врач-офтальмолог, ведущий научный сотрудник НИИ глазных болезней РАМН. — Не рекомендуются занятия за компьютером детям до 5 лет. Органы зрения в этом возрасте не полностью развиты, а также неокрепший организм чувствителен ко всем внешним вредным воздействиям».

Но и это не все. «Длительное бесконтрольное сидение ребенка за компьютером помимо нарушения зрения может привести к сильной невротизации, — утверждает детский психолог Арина Егоренкова. — В этом случае у ребенка могут развиться депрессия, склонность к появлению страхов, утомляемость, снижение внимания».

Противостоять этому непросто, согласитесь. Ведь ребенок видит, что дома есть компьютер, мама и папа сами порой проводят за ним немало времени. Поэтому компьютер интересен ребенку. К тому же, пока он растет, родители часто используют его как подспорье: включают диски с мультиками, детскими развивающими играми. А мама и папа в это время могут что-то поделать, заняться домашними делами, ведь их никто не отменял. То есть, сначала сами взрослые используют компьютер, чтобы занять ребенка, а потом удивляются, почему он к нему привык.

Не стоит делать из компьютера камень преткновения. Наказания здесь не помогут, а лишь вызовут сопротивление вашего чада, ведь запретный плод сладок. Поэтому лучше всего, если вы договоритесь с ребенком, что он сможет сидеть за компьютером, допустим, 30-40 минут в день. При условии, что перед этим он сделал уроки, погулял, выполнил домашние обязанности. Также можно принять некоторые технические меры, например, поставить пароль на вход в систему, чтобы отпрыск не смог войти в компьютер без вашего ведома.

Можно ли пускать ребенка в Интернет?

Этот вопрос волнует всех родителей. Ведь в Сети детей могут подстерегать опасности: сайты с порнографией, серверы экстремистских организаций, вылазки педофилов, которые ходят по соцсетям и пытаются знакомиться с несовершеннолетними.

Полностью оградить ребенка от всего этого не получится. Лучше доходчиво объяснить ему, что Интернет далеко не безобиден и в нем надо соблюдать предосторожности. Мало того, что он даже не так уж и безопасен, как может показаться, поэтому не стоит доверять всему, что там написано. Нельзя указывать в открытом доступе свои координаты: имя, фамилию, адрес, телефон, потому что есть нечестные люди, которые могут использовать это во вред. Надо научить ребенка технике безопасности в Интернете, и здесь лучше действовать не как строгий родитель, насаждающий запреты, а как добрый советчик и друг.

Также родители могут заблокировать адреса сайтов с определенными доменами. Для этого надо внести их в черный список, чтобы браузер не открывал их (инструкцию о том, как это сделать, можно найти в Сети).

Проводим с ребенком больше времени

Психолог, доктор философии Владимир Цыганков убежден: «На вовлечение подростков и молодежи в компьютерную зависимость оказывают влияние конфликты с близкими людьми (в первую очередь с родителями), недостаток в семье эмоционального и доверительного общения, теплоты, внимания, безусловной любви по отношению к ребенку или между родителями, ошибки в воспитании, эгоцентризм, не привитое умение общаться со сверстниками, нарушение привычных стереотипов жизни (например, развод). Словом, речь идет о неблагополучных (или только внешне благополучных) семьях. Иногда семья внешне крепкая, сплоченная, а при ближайшем рассмотрении — без взаимного уважения, псевдосолидарная».

Похожего мнения придерживается и детский психолог Елена Окулова: «Когда ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру, я говорю, что это ребенок, которого родители "потеряли". Такие дети ускользают от мам и пап в виртуальный мир. Понять своего ребенка, живущего в параллельном компьютерном мире, родителям становится все сложнее и сложнее. До 10-11 лет для физического и психического здоровья ребенка гораздо безопаснее и полезнее читать вместе с родителями книги, рисовать и играть на воздухе в подвижные игры».

Если вы не хотите, чтобы у вашего чада возникла компьютерная зависимость, то постарайтесь принять меры. Ведь что такое компьютер? Это новая информация, впечатления, общение. Так покажите ребенку, что новые впечатления можно найти и вне компьютера. Уделяйте ему больше внимания и времени, пожертвуйте своими интересами ради него. Да, лучше сейчас поступиться своими интересами, пока ребенок еще растет и формируется, чем допустить, чтобы он отдалился от вас и пошел не в ту сторону.

«С наступлением эры всеобщей компьютеризации люди перестали полноценно общаться, что не может не влиять негативно на развитие ребенка, — утверждает детский психолог Светлана Кирсанова. — Рисунок семьи, выполненный современным ребенком, выглядит примерно так: папа сидит спиной к ребенку за компьютером, мама сидит спиной к нему перед телевизором, ребенок один играет с приставкой или в лучшем случае собирает лего. Во многих семьях, к сожалению, нет ритуала вечернего чая с обсуждением прожитого дня. Книги родители практически не читают, в лучшем случае ставят диск с любимым мультфильмом или музыкой. Но ничто не заменит ребенку тепло маминого голоса, ее ласковые руки. Я всегда говорю родителям: заняты, обеспокоены, устали — но найдите полчаса своего времени для живого общения с ребенком. Важно не количество, а качество проведенного вместе времени».

Поставьте перед собой задачу показать ребенку другие способы времяпровождения, чтобы он увидел, что они так же интересны, как компьютер, или даже лучше. Все это — ради его развития, чтобы он понял, что мир многообразен и многогранен, и что в нем есть и другие ценности. Да и вы получите удовольствие от общения со своим ребенком, запомните эти бесценные минуты на всю жизнь.

Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях