Дети, как известно, тоже хотят денег. И не просто выпрашивать каждую копейку у родителей, а иметь собственный бюджет. Чтобы в том числе не отчитываться постоянно перед папой и мамой. Что делать в этой ситуации: разрешать детям зарабатывать или нет?
Разрешать и наблюдать
Родители по-разному относятся к такому желанию. Некоторые поддерживают стремление ребенка к самостоятельности и даже сами помогают ребенку найти подработку. Другие, наоборот, побаиваются отпускать отпрыска в свободное плавание и предпочитают, чтобы он сначала окончил школу, институт, а уж потом…
Но если ребенок хочет иметь больше денег на карманные расходы, а родители категорически запрещают работать, то иногда это может привести к неприятным последствиям. В погоне за легким случайным заработком подросток может пойти по неверной дорожке. Например, какой-нибудь дяденька пригласит девочку зайти в гости, пообещав за это определенную сумму денег... Или парням могут предложить не вполне законную халтуру.
«Подростки, которые подрабатывают в свободное время, то есть активно занимаются полезной для общества работой, с меньшей вероятностью могут попасть в так называемую группу риска, — говорит педагог-психолог Мария Круглова. — Такие ребята адекватно оценивают себя, ситуацию в семье, помогают родителям и, как правило, более целеустремленные, нежели их сверстники. Кроме этого, работающие подростки обладают более ярко выраженным чувством взрослости. С помощью подработки подросток решает проблему свободы и независимости от родителей. Причем это единственный плодотворный путь, при котором подросток приобщается к труду и воспитывает в себе определенные профессиональные качества: ответственность, организованность, пунктуальность...»
Платить ли за оценки и домашнюю работу?
Одни родители решают, что вместо того, чтобы позволить своему ребенку подрабатывать на стороне, они лучше будут платить ему за домашнюю работу или школьные оценки. Другие же, наоборот, опасаются, что в результате такого «рыночного» подхода он станет расчетливым эгоистом и без денег даже пальцем не шевельнет.
«Некоторые родители платят ребенку за хорошие оценки в школе. Делать этого ни в коем случае нельзя, — считает детский психолог Антон Сорин. — Ребенок должен понимать, что он учится и читает книги для себя, а не для вас и тем более не для заработка. Начнете ему платить — придется делать это до конца института. А перестанете — забросит учебу. То же самое с помощью по дому. Это обязанность ребенка, равно как и остальных членов семьи».
Подростки и кадровые агентства
Согласно Трудовому кодексу РФ подростки с согласия родителей имеют право работать уже с 14 лет. При этом их рабочий день может продолжаться не более двух часов в день. А в 15–16 лет можно работать уже до 20 часов в неделю.
Кто-то из специалистов полагает, что ранние заработки несут в себе угрозу, кто-то, наоборот, видит в них возможность формирования ответственности и самостоятельности. «С какого возраста разрешать ребенку работать — выбор родителей, — считает Антон Сорин. — В любом случае это подростковый возраст, не раньше. Здесь важно, чем будет заниматься ребенок и какие ценности хотят привить ему родители. Если ваш сын идет работать курьером или мыть машины и в материальном плане это его устраивает, то есть угроза, что он потеряет интерес к дальнейшему развитию. Зачем учить логарифмы в школе, когда деньги платят уже сейчас? Неплохо, если работа в этом возрасте будет хоть немного приближена к той профессии, которую ребенок планирует получить в будущем».
«У нас подрастает поколение настоящих трудоголиков, — отмечает психолог Ирина Зайцева. — Большинство старшеклассников убеждены, что главное в жизни — это материальное благополучие и профессиональный успех. В сериалах, фильмах, рекламе культивируется идея «раннего старта», полной независимости от родителей. Следуя этим примерам, подростки осаждают кадровые агентства».
Возможности подработки
Трудоустройство подростков в России поставлено достаточно неплохо. В районных отделах по делам молодежи ребят трудоустраивают на летнее время. Только нужно самим туда ходить, узнавать, спрашивать и даже напрашиваться, потому что число вакансий для подростков все же ограничено. Как всегда, выигрывают самые активные и настойчивые, понимающие, что под лежачий камень вода не течет.
Чем конкретно занимаются ребята? Я разговаривала со многими родителями, а также интересовалась мнением подростков на интернет-форумах. Вот что они говорят:
«Я училась в языковой спецшколе и с 15 лет давала уроки английского языка, сначала школьникам, а потом взрослым. Я дала объявление в Интернете, а потом меня стали рекомендовать, «передавать» из рук в руки».
«Когда мне было 14 лет, мы с подругой на летние каникулы устроились санитарками в поликлинику. Не знаю, как нас решились принять туда на временную работу; видимо, никто, кроме нас, идти туда не соглашался».
«Когда я была подростком, то хваталась за любую возможность подработать, уж очень хотелось побыстрее стать самостоятельной. Мы занимались благоустройством городского сада, работали по 2–3 часа в день: убирали мусор, сажали цветы, подрезали кусты».
«Я начал зарабатывать в 12 лет, проводя каникулы на даче. Мы с ребятами собирали целебные травы, сушили их и сдавали в заготовительный пункт. Деньги были небольшими, но мы радовались, что сами можем заработать».
«Мой сын работал в овощном магазинчике: после уроков два раза в неделю сортировал овощи». «Наш сын подрабатывает с 15 лет. Разносил газеты, мыл посуду в ресторане на заправке. Он перепробовал себя во многих местах, потом это помогло ему в выборе профессии».
«В 13 лет мы с братом пошли торговать газетами. Купили их оптом и стали продавать возле входа в магазин. Место было бойкое, газеты разбирали хорошо. Сейчас я бизнесмен».
Как это происходит за границей
В Европе и США работа подростков — в порядке вещей. Там намного раньше начинают формировать и воспитывать самостоятельную, независимую личность.
Например, в США подростки начинают работать очень рано: моют машины, выгуливают соседских собак, трудятся в "Макдоналдсе", в кафе на заправках... В Канаде тоже большинство подростков работает. Конечно, платят им немного, но для них и такая зарплата является подспорьем. Трудятся кассирами, продавцами, официантами, бебиситтерами, мерчандайзерами (раскладывают товары на полках). То же самое в Великобритании, Израиле да и во многих других странах.
В результате к 18–20 годам человек умеет многое. У него уже есть трудовой опыт, он умеет строить отношения в рабочем коллективе, знает, что такое чувство ответственности, понимает цену деньгам, ценит родительскую помощь.
Что это дает, кроме денег
Итак, что дают ранние заработки детям, кроме, разумеется, самих денег?
- Подростки становятся более самостоятельными, целеустремленными и в дальнейшей жизни быстрее добиваются успеха.
- У них появляются собранность, организованность, чувство ответственности.
- У них появляется трудовой опыт, а это важно при собеседованиях с работодателями.
- Они мотивированы добиваться всего в жизни своим трудом.
- Они горды собой: «Я сумел это сделать!», а это позитивное чувство.
- Они становятся более уверенными в себе, пусть даже деньги, которые они получают на первых порах, невелики.
- Они начинают более ответственно относиться к деньгам, понимают, что они зарабатываются трудом.
- У подростка появляется ощущение: я сам могу заработать, а не сижу на шее.
Ранний заработок делает ребенка более взрослым, ответственным и приспособленным к реальной жизни. Ну а позволять ли детям зарабатывать и когда это можно начать делать, решать вам.
Инна Криксунова, для «Фонтанки». ру