Российские экспортёры леса опасаются закрытия пункта пропуска «Сювяоро» Карельской таможни. Такая угроза возникла после того, как депутат Государственной думы РФ Евгений Фёдоров решил помочь своему помощнику, считающему, что пункт пропуска находится на земле компании, а обслуживающая пункт фирма действует «почти бандитским способом».
Беспокойное будущее
Ещё недавно про пункт пропуска «Сювяоро», затерянный в карельских лесах в нескольких десятках километров севернее Иматры, не знал почти никто – исключение составляли бизнесмены, которые им пользовались. В 2012 году 10 952 фуры проехали из России в Финляндию и обратно через «Сювяоро».
Наверное, такая тихая сложившаяся жизнь проистекала бы в меленькой карельской деревушке и сегодня, когда бы в республике не поменялся глава. Занявший этот пост Александр Худилайнен решил приподнять статус региона, для чего, в частности, в августе прошлого года заявил о перспективе преобразования маленького пункта упрощённого пропуска (ПУП) в международный пропускной пункт.
Пункт упрощённого пропуска «Сювяоро» сегодня – это, грубо говоря, несколько вагончиков со шлагбаумом. Возможный международный пропускной пункт «Сювяоро» – это современный терминал с хорошо подготовленной инфраструктурой, которая, естественно, появится не из воздуха, а из федерального бюджета.
Народ забеспокоился.
Среди забеспокоившихся громче всех оказался генеральный директор и владелец ООО «ТрансНерудХолдинг» (компания специализируется на добыче нерудных природных ископаемых) Павел Мурашкин. Он обратился к депутату Государственной думы России Евгению Фёдорову с просьбой навести наконец-то порядок на затерянном в карельских лесах пункте пропуска. Депутат Фёдоров отреагировал молниеносно: через несколько дней после того, как Мурашкин отправил свою жалобу, депутат обратился к генеральному прокурору России Юрию Чайке с просьбой о мерах прокурорского реагирования.
В своём обращении народный избранник не уточнил, что Павел Мурашкин является его помощником – так Мурашкина называют в приёмной депутата.
В Республике Карелия началась настоящая подковёрная война.
Кто тут лишний?
«ТрансНерудХолдинг» Павла Мурашкина в 2006 году обзавёлся небольшим участком земли на российско-финляндской границе. Этот участок занимает вполне внушительные 90 гектаров и включает в себя кусочек железнодорожных путей. Эту землю «ТНХ» взял в субаренду у «Российских железных дорог» (которые сами арендуют ее у государства), срок действия договора субаренды между «РЖД» и «ТНХ» истекает в 2052 году. Как сообщил нам источник в «РЖД», указанная в договоре арендная плата составляет 13 806 рублей в год.
В самом деле, почему бы не получить в пользование 90 гектаров фактически Государственной границы за 1150 рублей в месяц?
В чём именно заключается деятельность «ТрансНерудХолдинга» в Сювяоро, немного непонятно. Есть мнение, что ни в чём, но дело не в этом. После публикации планов Александра Худилайнена о превращении «Сювяоро» в международный пропускной пункт Павел Мурашкин решил, что этот пункт располагается на арендуемом его компанией земельном участке!
И предсказуемо возмутился тем, что в его владениях кто-то что-то зарабатывает. Источник из Генеральной прокуратуры зачитал нам цитату из этого письма:
«Нахождение на данной территории некоего поста ОАО «РОСТЭК» лишь доказывает неисполнение Указа Президента РФ … в отношении незаконного предпринимательства некой карманной таможенной компании, взимаемой мзду с транспорта, почти бандитским способом через временный («ПУП» Сювяора») без статуса Международный и так пересекающего вне всякого закона и правил границу Российской Федерации…»
Если закрыть глаза на грамматические ошибки уровня 3 - 4-го классов средней школы, можно сделать вывод: по мнению господина Мурашкина, пункт пропуска «Сювяоро» располагается на его земле, но работает без его участия – что господина Мурашкина категорически не устраивает.
Если предположить, что «Сювяоро» действительно получит статус международного пункта пропуска, то обеспокоенность господина Мурашкина понятна: туда будут вложены крупные средства из федерального бюджета, на часть из которых наверняка сможет претендовать тот, кто на момент выделения средств на этом месте окажется. Видимо, по мнению Павла Мурашкина, там следует оказаться только его компании.
Вопрос, как говорится, спорный (чем «РОСТЭК» хуже?) и, в общем-то, частно-хозяйственный. Однако из-за него выяснилась удивительная вещь: оказывается, пункт пропуска «Сювяоро» почти никакого отношения к российской государственной границе не имеет…
Ничейный пропускной пункт
Законодательство устроено таким образом, что все пункты пропуска на российской границе находятся на балансе Федерального агентства по обустройству Государственной границы РФ (Росграница). Это позволяет государству в лице Росграницы содержать эти пункты за счёт средств федерального бюджета. Но так сложилось, что пункт пропуска «Сювяоро» этот раздел законодательства обошёл стороной.
Этот пункт появился на основании межправительственного российско-финского соглашения 1994 года. В 2000 году муниципалитет Лахденпохского района Карелии официально передал Сортавальской таможне полгектара земли, на которых располагался пропускной пункт. Однако несколькими годами позже Сортавальская таможня была расформирована – слившись с тремя другими, вошла в состав новой Карельской таможни. В ходе пертурбаций про землю, на которой располагается «Сювяоро», видимо, подзабыли – во всяком случае, на балансе Карельской таможни её не оказалось.
Как это часто бывает в России с «заблудившейся собственностью», границы земельного участка, на котором располагается пропускной пункт «Сювяоро», оказались несколько размытыми. Павел Мурашкин считает его своим, у государственных ведомств на этот счёт имеются весьма серьёзные сомнения. Но пока никто не может опровергнуть предположения о том, что частично участки «ТрансНерудХолдинга» и ПУП «Сювяоро» пересекаются.
На одном из посвящённых больной теме совещаний представитель Управления Росреестра по Республике Карелия так и заявил: необходимо выполнить кадастровые работы, чтобы понять, пересекаются ли участки пропускного пункта «Сювяоро» и «ТрансНерудХолдинга».
В общем, в России настолько много лишней земли, что профильные государственные структуры не в состоянии понять, кому принадлежит участок, на котором находится приграничный пропускной пункт! Стоит ли удивляться, что после заявлений о возможном получении им международного статуса в Карелии началась настоящая подковёрная война.
«РОСТЭК» выгнали
Северо-Западная транспортная прокуратура изгнала «РОСТЭК» из «Сювяоро».
Исполняющий обязанности северо-западного транспортного прокурора Авцын разослал представления с грозным названием «Об устранении нарушений законодательства о государственной границе и о таможенном регулировании». Из представлений следовало, что ЗАО «РОСТЭК-Сортавала» вопреки действующему законодательству обеспечивает деятельность пропускного пункта «Сювяоро», причём делает это на возмездной основе. Сотрудники Северо-Западной транспортной прокуратуры установили, что каждый участник ВЭД платит «РОСТЭКу» 580 рублей за прохождение одного грузовика, а в договорах между «РОСТЭКом» и частными компаниями указано, что в случае неоплаты последние могут быть не допущены на территорию пункта пропуска.
Формально транспортный прокурор прав: пустить или не пустить кого-то на территорию пропускного пункта могут лишь сотрудники Пограничной службы ФСБ России. Более того, прокурор прав и в том, что сегодня «РОСТЭК» в «Сювяоро» фактически выполняет те функции, которые должна выполнять Росграница. Ведь ещё в 1992 году Государственный таможенный комитет России поручил созданному им «РОСТЭКу» содержание пунктов пропуска на госгранице.
В дальнейшем все пункты пропуска перешли под контроль Росграницы – кроме «Сювяоро», который передать Росгранице не представилось возможным ввиду отсутствия законного собственника земли, на которой располагается пропускной пункт.
Поэтому сегодня ПУП «Сювяоро» - это принадлежащая «РОСТЭКу» временная постройка, в которой работают несколько таможенников и пограничников, получающих свет и тепло от принадлежащего «РОСТЭКу» же дизельного генератора. Но «РОСТЭК» - не благотворительный фонд, а коммерческая структура, поэтому «РОСТЭК» взимает у участников ВЭД по 580 рублей за каждую фуру, чем отбивает свои расходы на содержание пункта пропуска и имеет некую прибыль. Сведений о том, будто такое положение дел не устраивает кого-то из провозящих свои грузы через «Сювяоро» коммерсантов, у нас нет.
Не случайно они восприняли прокурорское представление буквально: требование устранить выявленные нарушения законодательства может означать только одно – закрытие пункта пропуска до тех пор, пока наконец-то не выяснится, кому же принадлежит земля, на которой он находится. Тогда будет запущена процедура передачи этой земли Росгранице и уже потом (видимо, лет через 5 - 10) Росграница построит там новый современный пункт пропуска, который будет, как и полагается, содержать за свой счёт.
Павлу Мурашкину, которого в приемной депутата Фёдорова называют помощником депутата, одновременно главе ООО «ТрансНерудХолдинг», надо полагать, очень выгодно, чтобы именно так и произошло и чтобы при этом считалось, что «Сювяоро» располагается на его территории. Тогда о передаче данного участка Росгранице придётся договариваться, в том числе, с ним.
Но остальных участников ВЭД это категорически не устраивает – они лишатся бизнеса. Об этом они написали коллективное письмо северо-западному транспортному прокурору. Представитель одной из фирм, чей руководитель поставил на письме печать и подпись, передал его копию «Фонтанке».
Полностью поддерживают участников ВЭД в правительстве Республики Карелия. Там считают, что не стоит слишком спешить разрушать сформировавшийся бизнес, приносящий стабильный доход в весьма скромный региональный бюджет. Ведь фактическая работа пункта пропуска ничуть не мешает устранению накопившихся годами формальных ошибок.
Но пока ситуация выглядит компромиссной: с 1 января 2013 года ЗАО «РОСТЭК-Сортавала» в пункте пропуска «Сювяоро» не работает. Его место заняло ООО «Норд Сервис», учреждённое тем же «РОСТЭКом» и имеющее того же, что и «РОСТЭК-Сортавала», руководителя. Но раздражающего господина Мурашкина и и.о. северо-западного транспортного прокурора Авцына слова «РОСТЭК» в названии новой фирмы нет.
Пункт о недопуске не заплативших 580 рублей бизнесменов на территорию «Сювяоро» в договорах между «Норд Сервисом» и участниками ВЭД также отсутствует.
А перспективы-то туманные…
В треугольнике, вершинами которого стали Северо-Западная транспортная прокуратура и «ТрансНерудХолдинг» с поддерживающим его депутатом Госдумы Евгением Фёдоровым, кипят нешуточные страсти. В качестве возможного результата в любой момент может стать закрытие пропускного пункта «Сювяоро» с вытекающими бизнес-последствиями.
Тем временем несколько забылись причины, из-за которых всё произошло, – желание Александра Худилайнена повысить статус «Сювяоро» с временного пропускного пункта до международного. А перспективы у этой идеи, судя по всему, весьма сомнительные. Как следует из официальной позиции ФСБ России, руководители Пограничной охраны Финляндии не считают, что в обозримом будущем грузопоток через этот пункт пропуска увеличится. Поэтому строительство там современного терминала не кажется целесообразным…
О том же говорят и цифры: расчётная пропускная способность ПУП «Сювяоро» составляет 16 000 автомобилей в год. В 2011 году через пункт прошло 12 497 автомобилей, в 2012-м – 10 952.