Помимо традиционных образовательных методик в практической педагогике существует и развивается такое особое направление, при котором воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства. Предполагается, что арт-педагогика допускает бОльшую свободу и раскрывает творческие способности.
Сам себе актер
Не секрет, что привычное образование у многих ассоциируется с некой скукой и обыденностью. А вот сущность арт-педагогики заключается, во-первых, в том, чтобы успешно применять в контексте образования язык искусства; во-вторых, воспитывать и раскрывать эстетический и творческий потенциал ученика. Более того, при наличии каких-либо психологических трудностей – депрессией, апатии, чувства одиночества – арт-педагогика помогает переключиться на позитивное настроение и восстановить эмоциональный баланс.
Елена Соболева, педагог дополнительного образования для детей, применяющая в своей работе методы арт-педагогики, комментирует: «Арт-педагогике доступны практически все виды искусства. И это независимо от возраста, пола и иных статусов ученика. Безграничны возможности изобразительного искусства - как полезного, так и увлекательного занятия. Кто-то без ума от декоративно-прикладного творчества: макраме, бисер, оригами, вышивание, лепка из пластилина – далеко не полная палитра возможностей. Само собой - музыка, танцы и театр. Кстати, театр – один из самых удачных способов воздействия на ребенка, его разностороннего развития. Ценность такой деятельности в том, что она создает огромное пространство для неограниченного самовыражения, создания собственного образа путем использования личного арсенала: движениями, мимикой, интонациями. Особый плюс, я бы даже сказала - феномен, арт-педагогики в том, что она при правильном подходе очень хорошо интегрируется в рамки традиционного образования. Например, когда я предлагаю своим ученикам на некоторое время отвлечься от задачек и немного порисовать или полепить, я не переживаю по поводу того, что они не переключатся обратно на рабочий лад. Наоборот, двадцатиминутная передышка, при этом полезная, дает ребятам новые силы и энергию, которую они с удовольствием расходуют на основную учебу».
В арт-педагогике существуют основные идеи, на которых она базируется. Первая из них – гуманизация. Здесь главной установкой является видение человека как высшей ценности. В рамках этой идеи происходит развитие личности через обращение к его внутреннему миру и раскрытие таких вечных понятий, как любовь, доброта, красота и т.д. Следующая идея - креативность. А главная цель - развитие неординарных, уникальных способностей и талантов человека. Третья идея – рефлексивность. Она помогает ребенку научиться адаптироваться в среде, общаться, находить гармонию с окружающими и самим собой. И, наконец, идея интегративности. Ее суть – грамотное сочетание в образовательном процессе всех видов искусства и помощь обучаемому в освоении этого комплекса.
«Арт-педагогика имеет единые цели с общей педагогикой: помочь ребенку научиться понимать себя и окружающий мир по законам красоты и нравственности, – продолжает Елена Соболева. – Но как всякая систематическая деятельность, арт-педагогика имеет свои меры и критерии. Во-первых, в процессе общения обязательно должна присутствовать форма диалога между учеником и педагогом. Во-вторых, творчество обеих сторон должно быть совместным и направленным на достижение общей цели. Также, скажем так, третьим субъектом общения должны выступать произведения искусства – изобразительного, музыкального, театрального и т.д. Ученик должен видеть, слышать, понимать эстетику и красоту. Только так цель арт-педагогики – формирование эстетического и нравственного стержня – будет успешно достигнута».
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Сегодня многие из нас с сожалением констатируют: уровень воспитанности у современных подростков неуклонно снижается, слабеет социализирующая роль семьи. Усвоение и понимание норм поведения происходит с большим скрипом, а порой не происходит вовсе. Причин тому – масса: недостаточное воспитание дома, неудачный коллектив в школе, конфликты с преподавателями, сомнительные интересы – все это ведет к плачевным последствиям. Не секрет, что сегодня в массовых школах выросло число педагогически и социально запущенных детей, детей с задержкой психического развития, в связи с чем открываются классы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в рамках общеобразовательных школ и специальные общеобразовательные школы для трудных подростков. Глобальная цель арт-педагогики – изменить эту тенденцию и направить развитие наших детей в благополучное русло.
Однажды знакомая молодая мама, чей сын учится в начальных классах, поделилась: «Мой девятилетний сын как-то, придя из школы, начал не к месту употреблять грубые матерные слова. Мы в семье не ругаемся, наши близкие родственники, с которыми он общается , тоже. Под подозрением остался один-единственный источник – школа, класс, в котором он учится и общается. Разговор с сыном подтвердил это. Я провела с ним достаточно длительную беседу по поводу уместности подобных выражений. После этого подобных вещей я от него не слышала. Но как-то, забирая его с уроков, я стала свидетелем того, каким словарным запасом оперируют его одноклассники. Ужас! Выходит, что таких детей-подростков - большинство. По всей видимости, в семье и школе недостаточно уделяют внимание развитию внутреннего мира, внутренней красоты и чувства прекрасного у детей. А зря. В этом отношении я очень приветствую направление арт-педагогики. Пока мой ребенок очень занят в школе и на дополнительных спортивных секциях, у нас не хватает времени посещать школы дополнительного образования. И мы с мужем стараемся выступать в роли арт-педагогов сами. И, судя по тому, что у моего сына появился хороший вкус в музыке и кинофильмах, обогатился словарный запас (на приличные слова, разумеется), вежливость и чувство такта, у нас это неплохо получается. И теперь, даже садясь в такси, сын обязательно здоровается с водителем. А как-то даже шепнул мне, что по радио звучит одна из его любимых песен бессмертных «Битлз». Я горжусь своим маленьким мальчиком».
А вы не пробовали дома сами выступать в роли арт-педагогов?
Ирина Клочихина, для «Фонтанки.ру»