Городсуду Санкт-Петербурга во вторник, 22 января, предстоит окончательно решить конфликт между американцем Майклом Макилротом и бывшей гражданкой СССР Марианной Гринь. Больше трёх лет, как уже писала «Фонтанка», эти супруги делят детей. В Италии, где семья жила в последние годы, решение вынесено в пользу отца, и наша страна, согласно международной конвенции, должна его исполнить. Именно это и предстоит решить Горсуду: будет Россия соблюдать договорённости или нет.
Параллельно в Дзержинском районном суде Петербурга идёт процесс о лишении американца родительских прав. В итоге два суда в одном городе могут вынести два взаимоисключающих решения. «Подстегнуть» такой казус мать пытается с помощью новых обвинений в адрес бывшего мужа: она утверждает, что американец опять избивает своих детей.
Дело, которое Городской суд Петербурга должен начать рассматривать во вторник, 22 января, кажется ужасно простым. В Италии, где семья американских граждан жила в последние годы и где родились трое из их четверых детей, суд вынес решение по бракоразводному процессу: детям жить лучше с отцом. Мать тайком увезла их в Россию, предусмотрительно оформив второе гражданство и купив квартиру в Петербурге. Видимо, она учитывала накопившийся опыт: из нашей страны так просто ребёнка не «выцарапаешь». Но с Италией у России заключено соглашение, по которому наш суд должен признать решение итальянского и обеспечить его исполнение. Таким образом, если всё будет по закону, то папа садится с детьми в самолёт, и они летят домой – во Флоренцию.
Но речь-то ведь идёт об американце. А мы же не можем отдать детей американцу, правда? Даже его собственных. Тем более что мать объявила: уже в России, в помещении школы, в присутствии учителей, бывший муж покалечил 6-летнего сына и 10-летнюю дочку.
«Получила удар в живот от отца»
«Американский отец моих четырёх несовершеннолетних детей, Майкл МэкИлрэт… в помещении ГБОУ школы 181 Центрального района СПб умышленно нанёс телесные травмы моим детям 6 и 10 лет, причинив им сотрясение мозга, закрытые черепно-мозговые травмы, ушиб брюшной полости и мягких тканей тела. Дочка была вынуждена лечь в стационар в отделение нейрохирургии. Персонал школы не смог защитить детей и является свидетелями насилия...» – такое обращение Марианна Гринь опубликовала в Интернете.
В полицию она пришла со справками из Детской больницы № 19 имени Раухфуса. У сына, который жаловался на боли в голове и в животе, врачи подозревали сотрясение мозга и ушибы затылка и брюшной полости. Однако УЗИ и рентгеновское исследование патологий не выявили. Дальше указано: «Самоотказ матери от госпитализации». Девочка, написали медики со слов матери, «получила удар в живот от отца, упала назад, ударилась головой об пол». Но в стационар она поступила только через сутки после травмы. Провела два дня на обследовании, патологий у неё не нашли.
«Фонтанка» обратилась к упомянутым Марианной Гринь «свидетелям насилия».
– Этого ничего не было, – возмутилась директор 181-й школы Зинаида Воронова. – Это враньё уже надоело!
По словам директора, отец действительно встречался с младшим сыном и дочкой 27 ноября минувшего года. Всё, что происходило между ними, видела социальный педагог Анна Данилова.
– Папа просто взял на руки сына и понёс его в кабинет, где хотел с ним поговорить, – рассказала она «Фонтанке». – Он успел побыть с сыном буквально две минуты – и вбежала мама. Всё было у меня на глазах. Избиения никакого не было. Ни мальчика, ни девочки – никого. К девочке он вообще не прикасался. Мама просто помешала их встрече, а у них и так было время ограничено. После этого мама увела детей, а папа ушёл уже потом.
Как писала «Фонтанка», что-то очень похожее уже было в Италии. Когда супруги Макилрот стали через суд решать, с кем жить детям после развода, Марианна начала регулярно посещать травмпункты и полицию. Как сказано в полицейском отчёте, направленном в прокуратуру Италии по делам несовершеннолетних в феврале 2011 года, дети «за два года были доставлены в больницу десятки раз», однако «при всех визитах в отделение неотложной помощи болезней или патологий не было обнаружено». В итоге итальянская полиция обратилась к прокурору по делам несовершеннолетних с просьбой «поместить детей в более спокойные для их психологического и эмоционального развития условия». Марианну признали «несостоятельной матерью». Она добилась, повторим, диаметрально противоположного эффекта: суд постановил, что детям лучше жить с папой.
В России полиция тоже отказалась возбуждать уголовное дело. Между тем дети не опровергали слов мамы о том, что отец их избил.
«Мама так сказала»
В Петербурге Марианна подала иск в Дзержинский районный суд о лишении Майкла родительских прав. На недавнем заседании судья задавала вопросы одному из мальчиков. Как же так, интересовалась она: ещё летом 2011 года вы с братьями и сестрой охотно ездили путешествовать с папой, а потом вдруг выяснилось, что с ним и пяти минут провести нельзя?
– Мне бы хотелось, чтобы ты разъяснил, – осторожно начинает судья. – Вы с папой ездили в 2011 году в столько замечательных поездок, у тебя остались положительные впечатления…
– Да, да! – с готовностью подтверждает ребёнок.
– При всём при этом уже в 2011 году произошло всё то, за что ты копишь на него обиду сейчас…
– Да, – кивает парень. – Когда мы приехали в Россию, мама как бы немного разъяснила, что случилось…
– Что значит – разъяснила?
– Ну, она нам объяснила… Оказалось, что в день, когда мы приехали в Россию, 1 сентября, должны были прийти люди к нам в дом… И забрать нас навсегда от мамы…
– Это мама так сказала?
– Ну… Да… Это мама так сказала. Что брата бы посадили в психбольницу в другой город. Что с нами было бы - не очень известно. Она сказала, что вроде бы в приют…
– Ты напугался?
– Да. Ну, и вот тогда я понял, почему мы начали тут жить.
– После того как мама вам разъяснила, что может произойти, у тебя появился этот страх? Ты не захотел общаться с отцом?
– Да. До того я не очень понимал, что случалось.
Судья вновь и вновь повторяет вопрос: ей надо понять, в какой момент и из-за чего дети оказались настроены против отца.
– То есть вас должны были от мамы забрать тогда, когда мама сама вас забрала и отвезла в Россию? – внимательно смотрит она на мальчика. – А так бы иначе мама больше не увидела бы вас? Это мама вам сказала?
– Да, больше вообще, – не очень твёрдо говорит он.
– Это мама вам сказала?
– Да.
Наперегонки
Дзержинский суд пока не принял решения по иску о лишении отца родительских прав, процесс не окончен. Но промежуточный итог оказался совсем не тот, какого ждёт Марианна Гринь. Суд обязал её дать бывшему мужу возможность видеться с детьми. В частности – в помещении упомянутой школы № 181, что в Соляном переулке. Определение было вынесено 23 ноября. Первая встреча состоялась 27-го. И сразу же Марианна заявила о побоях, нанесённых отцом сыну и дочке во время этой встречи.
На последнем заседании Дзержинский суд назначил психолого-психиатрическую экспертизу и детей, и родителей. Но к тому моменту, когда дело дойдёт до экспертов, своё слово может сказать Городской суд.
Теоретически возможен, например, такой вариант: один суд во исполнение итальянского решения отправит детей домой с отцом, другой лишит этого отца прав на детей. Или наоборот. Интересно, кто примет решение быстрее.
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»