Смольный не будет строить понтонную переправу от северного берега Васильевского острова до стадиона «Зенита» на Крестовском острове. Как стало известно «Фонтанке», эта идея натолкнулась на требования ГОСТа, согласно которым подмостовый габарит в этом месте должен быть минимум 15 метров. Зато предпроект пешеходного моста от Яхтенной улицы до северного берега Крестовского уже готов: длина переправы будет около полукилометра, стоимость – около 2 млрд.
О весьма оригинальных мостовых инициативах Смольного стало известно осенью 2012 года. Тогда комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявил конкурс на создание предварительных проектов сразу двух новых пешеходных переправ. Первая, по задумке чиновников, должна пойти от южного берега Приморского района в створе Яхтенной улицы до северного берега Крестовского острова. Вторая – от северного Васильевского в створе Адмиральского проезда до южного берега Крестовского. Оба моста планировалось построить для того, чтобы перенаправить потоки болельщиков с нового стадиона «Зенита», в том числе – в 2018 году, когда в нашем городе пройдут матчи чемпионата мира по футболу.
Особенно смелым выглядело второе предложение. По задумке комитета, мост от Васильевского острова должен был состоять из понтонов: часть из них планировалось держать на воде постоянно, часть – наводить только на время проведения футбольных матчей. Как это ни странно, но заявку на участие в конкурсе подал отнюдь не Военный инженерно-технический университет, а вполне себе гражданский «Гипростроймост». Впрочем, в заявке последнего были найдены некие загадочные технические ошибки, и тендер был признан несостоявшимся.
Как стало известно «Фонтанке», его, скорее всего, уже и не объявят. В процессе обсуждения проекта с заинтересованными ведомствами, и в том числе – с администрацией Большого порта, выяснилось, что он не соответствует требованиям ГОСТа. Дело в том, что на этом участке Малой Невки проходит фарватер пути «река - море», и поэтому подмостовый габарит должен быть не меньше 15 метров. Парящие в воздухе понтоны человечество еще не изобрело, и поэтому от идеи построить наплавную переправу в комитете по развитию транспортной инфраструктуры отказались. Что может заменить ее, пока неизвестно.
Куда больше шансов у проекта строительства Яхтенного моста. Как стало известно «Фонтанке», победитель тендера – ЗАО «Институт "Стройпроект"» – завершил работы по контракту, потратив на эти цели 1,7 млн рублей. По расчетам проектировщиков, длина моста составит около 500 метров, высота над водой – 15 метров. Переправа будет рассчитана на пешеходов и велосипедистов, а одна полоса будет отдана под служебный транспорт – машины скорой помощи, пожарные, патрульно-постовые.
Для сохранения судоходства предусмотрен разводной пролет длиной в 46 метров, он будет расположен ближе к Крестовскому острову. Также на подходе к острову Яхтенный мост будет пересекаться с центральным участком Западного скоростного диаметра: согласно примерной схеме, он будет соединяться с материком как раз под трассой. Предварительная стоимость проекта – 2 млрд рублей.
Впрочем, полукилометровый пешеходный мост за 2 млрд – это лишь малая доля того, что Смольный должен построить на Крестовском острове к 2018 году. Данный факт особенно наглядно виден на схеме размещения на острове объектов, необходимых для проведения футбольного чемпионата: схема была разработана в Смольном и оказалась в распоряжении нашего издания.
Как уже рассказывала «Фонтанка», в западной оконечности острова будет намыта территория, по которой пойдет ЗСД. Хотя изначально планировалось, что трасса обогнет остров по воде. На искусственной территории разместится станция метро «Новокрестовская» – продолжение «зеленой» Невско-Василеостровской линии. Отметим, что необходимым условием для создания намывов является изменение границ Петербурга, что можно сделать только на федеральном уровне, а также корректировка городского Генплана.
Как следует из схемы, на юге намыва будет построена яхтенная гавань. Ожидается, что к ее причалам будут прибывать вип-болельщики, а деньги на строительство выделят частные инвесторы. Кроме того, к 2018 году вокруг стадиона должен появиться целый ряд временных объектов. Так, рядом с Южной дорогой появится стоянка автобусов, рассчитанная на одновременный прием 44 транспортных единиц. А в восточной части пристадионной территории разместятся городок волонтеров, центр аккредитации, билетные кассы и всевозможные торговые площадки.
Андрей Захаров,
Кира Обухова,
«Фонтанка.ру»