В отсутствие городского гайд-парка, где можно собираться без спецразрешений, почти половина из семи десятков задержанных на несанкционированном народном сходе на Пионерской площади осталась ночевать в отделах полиции и на вторые сутки - мировой суд за целый день не справился и с третью протоколов. Тем же, кого машина правосудия провернула через свои жернова, достались и штрафы, и аресты.
По итоговым подсчетам ГУ МВД, на Пионерской площади 23 декабря во время несанкционированного митинга было задержано 69 человек. Они пришли туда высказать недовольство ситуацией, когда смерть водителя на КАД от 5 ножевых ранений в область сердца пытались назвать самоубийством, и чтобы поддержать родных убитого.
На настоящий момент мировой суд на Обводном канале, 132, еще не закончил свою работу. Судить обещают «до последнего». На самом же деле, доставленные еще с утра были формально поделены, и треть еще в самом начале вечера была возвращена в отделы полиции на вторую ночь. Также поступили и с частью тех, кто подал ходатайство об отложении заседания ввиду необходимости вызова защитника и досконального изучения административного дела: судья, как рассказывают те, кто следил весь день за ходом процессов, переносит заседание на вторник и предлагает подумать о линии защиты еще сутки — но в стенах полиции. Таких насчиталось только у судьи Коваля 13 человек с протоколами по 19.3 КоАП РФ (неповиновение законным требованиям сотрудников полиции), только одному из этого списка разрешили поехать домой. При этом по второму протоколу за участие в несанкционированном мероприятии надлежит явиться в суд после праздников — 15 января. В 21.20 23 человека, по подсчетам самих задержанных, еще остаются в автобусах возле суда в ожидании заседаний.
Многие из задержанных оказались на ночь в отделах по стечению обстоятельств: в Петербурге действует договоренность отпускать «первоходов» - на этом настаивал Общественный совет при ГУ МВД. Однако у кого-то не было с собой документов, а когда подвезли, уже было поздно, и человеку была оформлена «ночевка». Одной женщине отказали в возможности поспать дома, хотя в митингах она никогда раньше не участвовала и не задерживалась. В базе у нее нашелся недавний административный протокол за нарушение ПДД, рассказал «Фонтанке» один из тех, кто поддерживает задержанных. Другая отказалась проходить дактилоскопию и фотографирование — такой компромисс предложили полицейские за свободу — и тоже была вынуждена спать на пенке.
Впрочем, есть и те, кто уже отправился отбывать наказание. С самого утра тем, кто пришел без ходатайств, судья щедро выписывал штраф от 10 до 20 тысяч и плюсовал к нему еще и трое суток ареста. Другим везло, и получали только штрафы (11 тысяч и 20500 рублей) или трое суток с переносом второго протокола для рассмотрения по месту жительства.
Жесткие меры, которые применяются в городе к тем, кто проявляет даже минимальную активность, уже давно стали отличительной чертой петербургского стиля работы с митингующими. Какой эффект они дают чаще? - спросила "Фонтанка" оппозиционеров со стажем. Большая часть опрошенных была однозначна: такие штрафы оставят в следующий раз дома многих побывавших в полиции и суде. Но нашлись и несогласные с этим.
В той же Москве, как поделилась с «Фонтанкой» член ОГФ Ольга Курносова, всех подряд не винтят и в автозаки не сажают. ОМОН действует точечно, забирая лидеров и самых активных. На контрастном примере последнего схода на Пионерской в Петербурге силовики взяли пришедших в кольцо и постепенно всех отвели в автобусы, а затем половину оставили в отделах на ночь. Опять же недавний митинг оппозиции на Лубянке показал тактическое отличие: даже Навальный, к которому у силовиков масса вопросов, из отдела даже без протокола был отпущен.
Еще одна проблема: отсутствие у задержанных элементарной юридической грамотности. Люди, по словам Курносовой, уверены в том, что ничего не совершили, надеются на суд и полагают, что он разберется. В итоге получают «под одну гребенку». Те же, кто приходит с защитником, имеют все шансы быть оправданными. Впрочем, что касается дальнейшего участия в протестном движении, то как раз получение административных наказаний зачастую озлобляет людей против системы, уверена Курносова.
С ней согласен отчасти и представитель Союза солидарности с политзаключенными Владимир Волохонский, непосредственно поддерживающий всех доставленных в отделы после массовых выступлений: «Они уже там побывали, посмотрели, что ничего такого в этом нет. Страх исчезает... но и желания винтиться снова не прибавляется». После этого «первоходы» или становятся умнее и стараются избежать задержания, или действительно не ходят, либо же ходят только в принципиальных для них случаях — когда не идти нельзя, полагает Динар Идрисов, один из активистов группы помощи задержанным. Накануне, по его словам, часть людей была отпущена, так как с ними якобы не знали, что делать — на встречу они пришли с детьми.
Чтобы не винтили так массово, по мнению Курносовой, надо брать количеством. Опытным путем в марте этого года после выборов президента была проверена предельная человекоемкость городских отделов — около 500 задержанных. Поднатужившись, можно, наверное, и больше, но старожил оппозиции уверена, что повторять этот опыт скорее всего не станут.
В большинстве своем все, с кем поговорила «Фонтанка», оценивают вероятность возвращения людей на площади после первого задержания 50 на 50. Слишком много факторов влияет на восприятие конкретного человека. Многих действительно может отвратить необходимость выплат серьезных сумм за свою гражданскую позицию, не согласованную с властями. Денег, которые собирают активисты в помощь задержанным в Петербурге, на покрытие этих расходов не хватает. По словам Волохонского, отвечающего за кассу, сейчас она уже практически пуста, если отдать кому-то на выплату — не останется и вовсе ничего. 5 тысяч за последние сутки было отдано адвокату, помогающему задержанным, еще в 10 тысяч встали пенки, еда и горячее питье на всех оставшихся в отделах. В понедельник волонтеры привозили продукты и термосы к залу суда.
*
Как уточняют участники группы помощи задержанным, к 22.40 более десятка человек были отпущены из мирового суда под письменное обязательство о явке на заседание 25 декабря. На этом суд завершил свою работу, вынеся решение немногим более чем по трети протоколов. При этом трое, как описывают волонтеры, сразу из зала были отправлены в 28 отдел полиции дооформлять протоколы и опасаются, что и на этот день не попадут домой.
Точной информации о том, сколько человек остаются в 77 отделе полиции, нет, но часть задержанных была возвращена в полицию без суда до завтра. Сообщается, что у них есть еда и пенки.