Закон, способный наложить запрет на усыновление американцами российских детей-сирот, не находит поддержки в среде благотворительных фондов, работающих с отечественными детскими домами. Но отрицательное мнение волонтеров оказалось не однозначным. Нашлись и те, кто считает, что подобный документ нужно было принимать еще 20 лет назад.
«Мы относимся к этому законопроекту резко отрицательно, - заявили «Фонтанке» в благотворительном фонде помощи детям-сиротам «Время помогать». - Треть, если не половина детей, уходят в иностранные семьи с заболеваниями. Мы просто перекроем перспективы для огромного количества сирот».
Если принимать законопроект, считают в фонде, нужно для начала вспомнить о том, какие условия предоставляются для сирот-инвалидов в России. В частности, эксперты напоминают о Приозерском детском доме-интернате для умственно отсталых детей, где содержатся также и малыши с физическими ограничениями. «Получается, что психически здоровые живут в психически нездоровой среде. Обидно, что дети становятся разменной картой», - возмущаются волонтеры.
«В детских домах и домах ребенка ситуация хорошая. Город не скупится, есть спонсорские деньги. С материальной базой все в порядке. Но дети нуждаются в родителях», - говорит председатель совета движения «Петербургские родители» Лада Уварова. И вспоминает цифру, недавно озвученную начальником отдела лечебно-профилактической помощи матерям и детям комитета по здравоохранению Анатолием Симаходским: в месяц на содержание одного воспитанника дома ребенка в городе выделяется 70 тысяч рублей.
«Я не вижу, в связи с чем Россия могла бы себе позволить такую роскошь, как отказаться от американского усыновления, которое составляет большую часть иностранного. Мы сможем это сделать, когда наше усыновление будет давать возможность забрать всех детей, но до этого еще крайне далеко», - добавила Лада Уварова. Она также напоминает: американцы часто берут детей с большими проблемами здоровья — синдромом Дауна, нарушениями опорно-двигательного аппарата. «Одна из звезд американской паралимпийской сборной Татьяна МакФадден из Петербурга. Ее взяли в возрасте 6 лет. В тот момент, когда уже грозил перевод в интернат», - рассказала председатель совета движения «Петербургские родители».
«Я в открытом доступе статистику по гибели детей среди российских усыновителей не видела. Но когда зашла речь о поправках, я «погуглила», и сходу нашла 9 случае насилия и причинения тяжелого вреда российскими усыновителями, - говорит Уварова. - Мы же в связи с этим не закрываем отечественное усыновление!».
При этом, по словам эксперта, сложность приема ребенка в российскую семью сильно преувеличена: «Только с 1 сентября ввели обязательное посещение школы приемных родителей. Сбор документов совсем не сложен, если только у человека нет, например, судимости за насилие над человеком или серьезных проблем со здоровьем. Нужно, чтобы был достаточен доход и жилье. При этом, требования очень небольшие. Медицинскую справку, если напрячься, можно сделать за неделю... Формы 7 и 9... Со сбором документов и их подготовкой нет никаких трудностей».
Лада Уварова также уверена, что доля детей-инвалидов в российском обществе незавидна: «Реабилитировать и создать нормальные условия жизни для ребенка-инвалида в России крайне сложно. Помощи никто не предлагает. Сама по себе ситуация противостоит тому, чтобы люди брали больных детей. Я вот, например, не считаю, что должна быть особая поддержка семей с приемными детьми. Необходима общая политика поддержки семей с детьми. Если каждый ребенок сможет получить помощь, адекватную своим потребностям, так и родители смогут брать приемных детей. Но должна быть и политика, направленная на профилактику сиротства. Усыновление детей — это борьба со следствием, нужно бороться с причинами».
«Закон абсолютно противоречит интересам детей. Ребенок, конечно, должен жить в семье. Будет ли это семья российская или иностранная не имеет никакого значения, - заявили «Фонтанке» в фонде помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас», почти повторив слова коллег. - Вопрос с усыновителями нужно решать, но не карательными методами. Факт наличия детских домов уже позорен для страны. Но это не значит, что там плохая ситуация. Дети там не голодают и не носят обноски. Их проблема состоит в отсутствии родителей».
А вот в благотворительном фонде «Содействие» уверены, что подобный закон нужно было принимать еще лет 20 назад, потому что иностранные усыновители «вывозят наших детей». «В Петербурге серьезных проблем в детских домах сейчас нет. Единственное, иногда бывают недостатки в жилплощади, воспитанники могут жить до 19 — 20 лет в приюте. Но, в любом случае, со временем этот вопрос решается. Мы исходим из того, что сейчас нет задачи накормить-одеть-обуть ребенка, нужно их развивать и воспитывать», - подчеркивают в фонде.
«С детьми-инвалидами есть проблемы. Государство, например, снабжает детскими колясками. Но то, что предоставляется - тяжелое, неудобное и быстро ломается. Есть ситуации, когда ребенку нужны более мощные средства», - добавили в фонде.
Кстати, не все благотворители уверены в том, что на Запад уезжают только дети-инвалиды. По мнению некоторых экспертов, договориться о выезде вполне здорового ребенка или того, что имеет небольшие проблемы, не так уж и сложно. И еще: о Петербурге в благотворительных организациях, работающих с детьми-сиротами, говорят исключительно хорошо. И неофициально рассказывают, что на протяжении нескольких лет приходящему в город крупному бизнесу чиновники ненавязчиво предлагают брать под патронат детские дома и дома ребенка. Таким образом, сироты получают не только бюджетную, но и частную финансовую помощь.
Мария Цыганкова,
«Фонтанка.ру»