Поток заявлений в европейские консульства, расположенные на территории Петербурга, привел к неожиданному эффекту. К середине декабря скидки на рынке паромных перевозок города составили 50 и более процентов. Игроки рынка связывают это не только с развитием подобного вида судоходства в городе, но и кризисом с выдачей виз.
Цены на водные путешествия на новогодние каникулы начали резко падать к середине декабря. Как сообщил «Фонтанке» президент Ассоциации участников круизного рынка Петербурга Игорь Рюриков, связано это с тем, что за 2 недели до отправки паромов из города большинство консульств начали не справляться с потоком желающих получить визу. Тем временем определенная часть кают остались незанятыми. На Новый год в Европу должны уйти 3 парома, еще 4 — на Рождество. На них осталось по 10 - 20 пустых кают каждого типа.
На демпинг коллег отреагировали все участники рынка. В результате, по словам Игоря Рюрикова, еще в начале декабря по маршруту Петербург — Таллин — Стокгольм (2 дня) — Хельсинки — Петербург можно было отправиться за 80 евро. До скидок цена составляла 249 евро. Новогодний тур сейчас отдают за 174 евро с человека вместо 265. Естественно, подобные предложения расходятся весьма быстро.
Информацию о скидках «Фонтанке» также подтвердил глава компании «ИнтерКонтиненталь Марин» Игорь Глухов. Правда, по его словам, цены опустились «ненамного». В качестве причины он также называет задержки с выдачей виз консульствами. В первую очередь проблема в шквале обращений в дипломатическое представительство Финляндии. Напомним, что срок рассмотрения документов от петербуржцев в данный момент увеличился до 3 недель, а то и месяца. В связи с увеличением потока заявителей сотрудники визового отдела работают в две смены, ежедневно, включая субботы, воскресенья, а также во время официальных выходных.
Игроки рынка в один голос говорят: новогодние паромные туры из Петербурга в этом году изначально продавались хорошо. Причем с лета. Кстати, с консульскими проблемами распродажу туров связывают не все. Эксперты уверены, что отчасти в снижении цен в разы (из-за чего, в конечном счете, выигрывает потребитель) «виновато» и развитие паромных перевозок в регионе.
По данным компании St. Peter Line, за 2012 год паромами Princess Maria и Princess Anastasia было перевезено 601 817 пассажиров. Рост к 2011 году – 32% (455 958 человек). В частности, в уходящем году свое путешествие по Балтике на борту парома Princess Anastasia совершили 353 859 человек, что на 52 % превысило показатель 2011 года. Услугами парома Princess Maria воспользовались 247 918 туристов (рост к 2011 году – 111%).
Самые частые пассажиры паромов St. Peter Line – это россияне, за ними следуют финны и шведы, жители Эстонии, замыкают шестерку лидеров туристы из Китая и США. Причем этот «национально-географический» расклад в 2012 году не изменился по сравнению с 2011-м.
Добавим, что в данный момент демпинг на паромные туры из Петербурга временный. Если же тенденция продолжится, рынок подобных перевозок может оказаться в опасности. Об этом говорит опыт крупнейших российских операторов. Только за последние годы банкротами стали такие крупные приверженцы снижения цен на туризм, как «Капитал-тур» и «Ланта-тур». Добавим, что любители дешевого отдыха часто становятся жертвами недобросовестных компаний. Так, в ноябре 2011 года без каникул остались клиенты «Магазина хороших путевок».
Мария Цыганкова, "Фонтанка.ру"