Госдума приняла в 3 чтении поправки в Жилищный кодекс, согласно которым граждан обяжут ежемесячно вносить плату за капремонт в специальный фонд. При наступлении срока для ремонта лифтов, фасадов и лестниц финансирование работ будет производиться именно из этих денег. Минимальный размер платежа определят регионы. По данным «Фонтанки», в Петербурге его размер может составить 7-8 рублей с кв. м общей площади. Дифференциация от типа дома – по желанию.
Госдума приняла в третьем чтении поправки в Жилищный кодекс, согласно которым граждан обяжут ежемесячно вносить плату за капремонт в специальный фонд. При наступлении срока для ремонта лифтов, фасадов и лестниц финансирование работ будет производиться именно из этих денег. Минимальный размер платежа определят регионы. По данным «Фонтанки», в Петербурге его размер может составить около 7-8 рублей с кв. м общей площади. Дифференциация от типа дома – по желанию.
О необходимости изменения системы оплаты капитального ремонта власти говорят уже несколько лет. Сейчас, в случае возникновения необходимости реконструкции, собственники квартир вносят только 5% от общей стоимости работ, остальное поступает из местного и федерального бюджетов. При этом формально граждане должны оплачивать все 100%, так как, согласно действующему законодательству, лестницы, фасады и крыши относятся к общему имуществу дома, которое пропорциональными долями принадлежит его жителям. А в капиталистическом мире собственник обязан отвечать за свое имущество, не надеясь на поддержку государства. Однако здесь есть одно «но»: при проведении приватизации квартир в начале 1990-х годов правительство РФ взяло на себя обязательство передать бывшую госсобственность в руки частников в нормальном состоянии. Сразу отремонтировать тысячи «хрущевок» и «кораблей» бюджет, естественно, не мог, и этот процесс растянулся на десятилетия.
Однако в период кризиса государство начало разговоры о том, чтобы сбросить с себя это многомиллиардное бремя. Вариантов, как сделать это, было несколько. Самый радикальный – просто прекратить финансирование, переложив заботу о своих домах на граждан. На него власти, естественно, не пошли. Еще в 2011 год в Минрегионе был разработан проект по созданию региональных фондов капитального ремонта. Он же лег в основу тех поправок в Жилищный кодекс, которые были приняты 14 декабря Госдумой. На граждан накладывается обязанность ежемесячно платить определенную сумму денег, которая затем будет потрачена на капремонт их домов: для этого в квитанции на оплату коммунальных услуг будет введена соответствующая строчка.
Дальнейшая судьба этих средств будет различной. На собрании жильцы могут решить, чтобы эти деньги поступали на специальный счет в банке: скорее всего, так поступят граждане, объединенные в ТСЖ и ЖСК. Все остальные будут перечислять средства региональному оператору, которого должны будут создать местные власти, в нашем случае – правительство Петербурга. По своему юридическому статусу это будет некоммерческая организация, а точнее – фонд.
Одновременно Смольный должен будет до 1 июля 2013 года определить минимальный размер ежемесячного взноса. Официально в жилищном комитете говорят, что говорить о каких-то цифрах пока рано, так как поправки приняла лишь Госдума, и их еще должны утвердить Совфед и президент. Однако, по информации «Фонтанки», сейчас в кулуарах ведомства в качестве возможного варианта называется сумма в 7-8 рублей с 1 кв. м общей площади (имеется в виду доля собственника в общем имуществе дома). При этом закон не обязывает субъекты дифференцировать размер платы в зависимости от типа дома и района: там прописана только такая возможность. Отметим, что в Татарстане, где подобная система действует уже несколько лет, размер платежа равен 5 рублям с квадрата.
Дальнейший механизм работы системы будет следующим. Смольный должен будет принять региональную программу капитального ремонта, в которую войдут все 22 тысячи домов, расположенных на территории Петербурга (за исключением аварийных и подлежащих сносу). Фактически программа будет представлять собой список, в котором укажут, когда нужно ремонтировать то или иное здание, даже если речь идет о сроке в десятилетия. В первоочередном порядке планируется латать лестницы и фасады тех домов, которым капремонт требовался уже на момент приватизации. При этом каждый год программу нужно актуализировать.
Затем жители начинают ежемесячно вносить деньги за капремонт. Часть поступает на специальные счета – если собственники проголосовали за такую форму хранения средств, часть – на счета регионального оператора. При наступлении срока для проведения ремонта, указанного в программе, в доме должно пройти собрание, на котором жители проголосуют за выделение средств. Отметим, что если собственники не соберутся сами, то это рандеву на тему капремонта должен будет инициировать региональный оператор.
После формального утверждения сметы на собрании начнется процедура поиска подрядчика. Те дома, что аккумулируют деньги на своих счетах, смогут выбрать его сами – точно так же, как ТСЖ или ЖСК выбирают сейчас фирмы для проведения текущего ремонта и других работ. Что касается регионального оператора, то именно ему переходят функции заказчика, которые в Петербурге сейчас распылены между администрациями районов, ГУЖА и жилищным комитетом. По этой причине многие эксперты шутят, что в будущем правоохранительным органам, которые в последнее время проводят обыски в структурах ЖКХ, не нужно будет ездить по разным местам – достаточно будет прийти в офис оператора.
Правда, согласно поправкам, местные власти все же сохраняют полномочия по выбору подрядчиков – ими они могут воспользоваться при желании. Еще один любопытный момент: в законопроекте не указано, как именно будет проходить выбор подрядчика. Предполагается, что процедуру подробно распишет каждый субъект в отдельности. Но обязанности по проведению именно публичных конкурсов законодатели не установили, что вызывает серьезные вопросы и опасения.
Отметим, что капитальный ремонт – весьма недешевое удовольствие. Так, средняя стоимость реконструкции крыши сегодня составляет 2 млн рублей, смета ремонта инженерных систем достигает 10 млн рублей. Соответственно, финансирование работ будет осуществляться не только за счет тех средств, которые поступили от жителей этого дома, но и других, чье жилье планируется отремонтировать только через несколько лет. А их ремонт, в свою очередь, оплатят за счет кого-то еще.
Именно по этой причине на начальных стадиях подготовки закона многие эксперты говорили о том, что власти фактически создают финансовую пирамиду. Сторонники закона говорят, что, во-первых, региональный оператор будет полностью подконтролен государству, а во-вторых – там прописано, что именно местные власти будут нести денежную ответственность за неисполнение фондом своих обязательств. Однако это не отменяет тот факт, что через 10 лет те деньги, которые мы заплатим сейчас, будут иметь совсем другую стоимость за счет инфляции.
Впрочем, возможно, что президент в итоге не станет подписывать данные поправки. Ведь недавно Владимир Путин заявил, что государство не должно перекладывать всю ответственность за капремонт на граждан. Хотя здесь все зависит от интерпретации его слов: бюджет пока не уходит с этого рынка. Согласно принятому Госдумой закону, субъекты РФ по-прежнему могут финансировать проведение капремонта. Кроме того, по-прежнему работает федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ. Однако точная пропорция финансирования будет зависеть от многих факторов – от возможностей местного бюджета, от способности региональных властей доказать обоснованность своих потребностей в Москве и т. д.