Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Сотовая взаимопомощь от проблем со связью не спасет

Сотовая взаимопомощь от проблем со связью не спасет

556

В России введена система межсетевого аварийного роуминга. То есть при техническом сбое у одного оператора, его абоненты могут воспользоваться сетью конкурентов на условиях своего тарифа. Изучив мнение экспертов, «Фонтанка» пришла к выводу, что соглашение по сути мертвое: условия договора таковы, что запускать «службу мобильной взаимопомощи» можно лишь если рухнуло 30% базовых станций в регионе. А подобные ЧП, как ни крути, случаются все же редко.

«Большая тройка» операторов сотовой связи подписала соглашение о введении в России системы межсетевого аварийного роуминга. Документ подразумевает, что, если у одного из операторов возникают технические проблемы, то его абоненты могут воспользоваться сетью конкурентов на условиях своего тарифа. Изучив мнение экспертов, «Фонтанка» пришла к выводу, что соглашение по сути мертвое: условия договора таковы, что запускать «службу мобильной взаимопомощи» можно лишь если рухнуло 30% базовых станций в регионе. А подобные ЧП, как ни крути, случаются все же редко.

1 декабря соглашение об аварийном межсетевом роуминге подписали все операторы «большой тройки» – ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»), «МегаФон» и «МТС», а также «примкнувшая» к ним группа компаний TELE2. До сих пор четкого регламента их взаимодействия не существовало, хотя сбои происходят по несколько раз в месяц: только за первую половину этого года в стране было зафиксировано 78 крупных аварийных ситуаций. Лидером по количеству сбоев оказалось ОАО «ВымпелКом» (41 авария, в ходе которых абоненты оставались без связи в сумме более 286 часов).

Связь без брака

По словам заместителя руководителя Роскомнадзора Олега Иванова, основными причинами сбоев стали отключение внешнего электропитания и обрыв волоконно-оптических магистральных линий. Далеко не всегда и сами операторы принимают должные меры. Так, доклад о крупной аварии, произошедшей 25 июля в столичной сети «Билайна», в Ситуационный центр Роскомнадзора поступил только через пять с лишним часов: «Причина банальна: вышел из строя источник бесперебойного питания, – отмечает Олег Иванов. – Но посмотрите на время устранения неисправности – 8,5 часа! Это, наверное, слишком. Все это время часть абонентов в центре Москвы оставались без возможности воспользоваться сотовой связью».

Вступившее в силу соглашение должно защитить абонентов от подобных ситуаций. Решение о введении аварийного роуминга делегировано принимать Ситуационному центру Роскомнадзора, который должен также распространить соответствующее сообщение через средства массовой информации (телевидение, радио и Интернет). После этого абоненты пострадавшей компании вручную смогут выбрать другую сеть, услуги которой будут предоставляться до момента устранения сбоев в «родной». При этом разговаривать и отправлять SMS они будут по действующему тарифу – без доплаты. Масштабная учебная тренировка новой системы, проведенная Роскомнадзором совместно с четырьмя участвующими в соглашении операторами в минувшую субботу, подтвердила ее работоспособность.

Но на практике «служба мобильной взаимопомощи» будет применяться крайне редко, защитит далеко не всех абонентов и не всегда. По условиям соглашения, для включения аварийного роуминга сбой должен охватить не менее 30 процентов базовых станций на территории субъекта Федерации или его административного центра (хотя глава федеральной службы Александр Жаров изначально предлагал признавать ситуацию аварийной при отключении 5-10 процентов передатчиков в границах муниципального образования). Причем специалисты оператора должны заранее предупредить, что вряд ли успеют устранить аварию менее чем за шесть часов. После принятия решения Роскомнадзором конкурентам дается еще два часа на запуск системы, немало времени понадобится и на оповещение клиентов через СМИ.

В Санкт-Петербурге за последний год подпадающая под установленные критерии авария имела место только один раз – 30 декабря из-за обрыва магистрального канала связи абоненты сети TELE2 оставались без связи около шести часов. «Мегафону» понадобилось около часа на устранение возникшего утром 22 мая технического сбоя. Дважды (в мае и в сентябре) без связи оказывались клиенты «МТС», но, игнорируя десятки тысячи жалоб своих абонентов, руководство «яйцеобразного» оператора утверждало, что сеть работала в штатном режиме.

«Сядем усе»

Сотовые компании единодушно поддерживают принятое соглашение, хотя специалисты не скрывают опасений: «Сейчас межоператорский роуминг запрещен законом – он доступен только при чрезвычайных ситуациях, – поясняет Денис Кусков, директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily. – Инциденты, предусмотренные новым соглашением, происходят в Санкт-Петербурге крайне редко. Важно, чтобы клиенты отключившегося оператора распределялись между другими равными долями, иначе из-за наплыва абонентов может упасть вторая сеть».

Схожее мнение еще в ходе подготовки соглашения высказывали и представители самих компаний. Так, по словам вице-президент по технике ОАО «МТС» Андрея Ушацкого, высокая нагрузка в момент перерегистрации может привести к тому, что сети начнут «ложиться» одна за другой. Хотя в пресс-службе «Билайна» журналисту «Фонтанки» объяснили, что для предупреждения подобных инцидентов оператор «гостевой» сети имеет право отключить аварийный межсетевой роуминг, если будет установлен факт недопустимого ухудшения качества оказываемых им услуг связи.

«В отдельных случаях перегрузки возможны, но нагрузка на сеть будет расти постепенно и распределяться между остальными операторами, – пояснили в TELE2. – Показатели качества связи находятся под контролем в Центре управления сетью. В соглашении операторов прописаны критерии ухудшения качества сети, при достижении которых «здоровый» оператор имеет право немедленно отключить роуминг, отправив соответствующее уведомление Роскомнадзору и остальным участникам соглашения».

В то же время директор по техническим операциям «Теле2 Россия» Алексей Телков напоминает, что чаще всего сбои возникают из-за отключения внешнего электропитания, а потому межсетевой аварийный роуминг этой проблемы не решит: «Если нет питания – то у всех». Он также рассказал негативный опыт включения технического роуминга в пределах целого региона, в результате чего «сеть была «завалена» буквально за час».

По прогнозам Олега Иванова, в следующем году можно ожидать присоединения к соглашению остальных операторов подвижной радиосвязи в регионах, что «должно обеспечить качественное исполнение всеми компаниями своих обязательств по предоставлению клиентам услуг связи 24 часа семь дней в неделю вне зависимости от технических сбоев». Более того, в ведомстве не исключают, что к не обеспечившим надежную связь операторам будут применяться установленные законом санкции.

Антон Одынец,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях