Российские инвестиции в Финляндию составляют около 600 млн евро в год - такие данные приводит центральный банк Суоми. Правда, как пояснил Валерий Шлямин, глава торгпредства РФ, в том случае, если считать вложения, совершенные через офшорные компании, то цифра достигнет 6,1 млрд. Как работает российский бизнес в Финляндии, обсуждали участники инвестиционного Рубикон форума, прошедшего в Котке в конце ноября.
В целом, по словам господина Шлямина, у России есть спектр сильных преимуществ, с которыми наши специалисты могут выходить на международную арену более активно, чем это происходит сейчас: «Мы можем гордиться нашими программистами, можем гордиться нашей космической медициной», - рассказал он. В то же время, невзирая на то, что в России есть собственный судостроительный кластер, часть профильных заказов за последние годы ушла в Хельсинки, где работает созданная при участии российского капитала верфь Arctech Helsinki Shipyard Inc. По словам Валерия Шлямина, сейчас она обслуживает главным образом российских заказчиков. Почему складывается ситуация, при которой российские судостроительные заказы уходят в Хельсинки и, как следствие, налоги идут в бюджет Финляндии? «Мы пошли в Хельсинки, так как на данный момент мы (судостроительные верфи РФ. - "Фонтанка.fi"), к сожалению, не очень технологичны, - комментирует господин Шлямин, - по существующим оценкам, арктическую программу РФ (300 новых судов к 2030 году) собственными силами Россия может реализовать лишь на треть».
Если говорить о российско-финляндском судостроительном бизнесе, то, несмотря на то, что разработка Штокмановского месторождения временно отложена, у российско-финляндского арктического сотрудничества, по словам Валерия Шлямина, остаются серьезные перспективы — к примеру, благодаря развитию Северного морского пути. А если Штокмановский проект снова приобретет актуальность, то финское участие в нем более чем вероятно. В целом освоение севера торгпред РФ охарактеризовал как перспективное направление. «Мы находимся еще на начальном этапе развития конкуренции за освоение Северных морей, - заявил Валерий Шлямин, - когда эта конкуренция развернется по-настоящему, все это заметят».
Несмотря на опыт ОСК (именно эта российская корпорация участвует в верфи в Хельсинки), по словам Валерия Шлямина, «несырьевым» российским предприятиям достаточно сложно выходить на финский рынок. К примеру, не очень давно в Суоми начала работать компания, занимающаяся промышленными взрывами. Даже при поддержке Торгпредства процесс запуска предприятия занял несколько лет. Но есть и бонус: начав работать в Финляндии, продолжить работать в Швеции и далее на международном рынке — уже гораздо проще.
Эту же особенность подчеркивали и другие участники форума. Сергей Трошков, координатор проекта "Рубикон" (созданный для поддержки российских инвесторов, ведущих свою деятельность в Финляндии), подчеркивает, что разрабатываются программы, рассчитанные на помощь российским предприятиям, стремящимся выйти на международную арену, начав с Финляндии.
Киммо Коппонен, старший консультант центра по развитию Хельсинки, говорит о том, что есть предприятия из РФ, которые выходят на финский рынок для того, чтобы провести IPO на Хельсинской фондовой бирже.
Ряд российских компаний начинает бизнес в Финляндии, основав торговое представительство, но впоследствии переходит на производство. К примеру, как было озвучено в ходе Рубикон-форума, в Финляндии планирует вести часть разработок Центр речевых технологий — петербургская компания, продающая (в том числе и спецслужбам, в частности, ФБР), технологии по распознаванию человеческого голоса. Центр несколько лет назад открыл представительство в Лаппеенранте, теперь в компании планируют привлечь в том числе и бывших сотрудников Nokia и вести разработки в Суоми.
Другой пример: RАО Nordic Oy, дочернее предприятие РАО «ЕЭС России», которое изначально было создано как компания, предназначенная для продажи электроэнергии (ежегодно из России в Финляндию экспортируется около 10 млрд киловатт-часов электроэнергии. Это примерно половина российского экспорта электричества). Однако теперь, как сообщил в ходе форума Олег Закатаев, директор компании, предприятие решает вопрос о том, чтобы заняться вложениями в генерацию электроэнергии. «В Финляндии для того, чтобы собрать инвестиции в генерирующие активы, различные генерирующие компании собираются в пул, и каждый вносит свою часть инвестиций. После этого каждый имеет право соответственно на свою часть вырабатываемой энергии, получая ее по себестоимости. В целом, в Суоми очень немного малых генераторов», - так кратко господин Закатаев охарактеризовал энергетический рынок Суоми.
Бесперебойная поставка электричества — одно из важных преимуществ работы в Финляндии, подчеркивали участники форума. «Вы знаете, как важно электричество, когда вы занимаетесь сварочными работами», - рассказал Олег Точеный, глава компании Cooltech OY, занимающейся производством в Суоми промышленного холодильного оборудования. По его словам, в Финляндии проблемы с поставками электроэнергии нет, «в отличие от России». Господин Точеный поделился своим видением плюсов и минусов запуска промышленного производства в Суоми: в России дешевле металл, и работы, связанные с большим его расходом, компания предпочитает проводить именно в нашей стране. В то же время, как сказал господин Точеный, россияне в Суоми сталкиваются со сложностями при работе с миграционной службой — оформление документов, необходимых для переезда нужного сотрудника из России, может занять около года. Напомнил он и о проблеме, о которой часто говорят россияне, ведущие бизнес в Суоми - длительные сроки и сложности, возникающие при возврате НДС (сроки достигают 2-3 мес.): «Но он возвращается, это, может быть, и положительный момент». По словам господина Точеного, в Финляндии лучшие работники (в частности— сварщики) — это выходцы из России.
Россияне, ведущие в Суоми бизнес, отмечают очень долгие сроки, которые занимает поиск участка под строительство предприятия. Например, как говорит Вера Илломяки, управляющий директор компании «Сириус» (летом 2013 года планирует запустить около Котки крупный парк развлечений с воздушной трубой, водными аттракционами, рестораном и магазинами), поиск участка под строительство занял три года, в результате пришлось поменять проект, а сумма инвестиций по сравнению с первоначальными расчетами выросла в три раза. По словам Алексея Кантанена, представителя компании Nordic Merihevonen Oy, ему лично приходилось сталкиваться с ситуацией, когда поиск подходящего объекта занял около 2 лет. Правда, и в первом, и во втором приведенных примерах речь шла о наличии особых требований к участку/зданию.
"После того, как мы нашли здание, мы связались со специалистами, которые провели технический анализ его состояния. Инспектор провел на участке порядка недели (стоимость его услуг — около 2,5 тыс. евро), в итоге предъявив нам «книжку», в которой очень четко было описано состояние строения. И это помогло нам в ходе переговоров", - поделился опытом господин Кантанен. По его словам, еще один момент, о котором стоит помнить, это сотрудничество со специалистами, которые знают о планах по изменениям на земельных участках. «К примеру, рядом с нашим заводом, как выяснилось, должна была через несколько лет быть расширена дорога. В нашем случае это не было помехой, но ситуации могут быть разными».
В Финляндии достаточно дорогие строительные работы: по словам Алексея Кантанена, в среднем, в Суоми один квадратный метр промышленного здания обходится в сумму от тысячи евро, не говоря о вопросах подведения коммуникаций (затраты — около 110-250 тыс. евро). «Нагнать дешевую рабочую силу на стройплощадку», по опыту участников форума, в Суоми не получается.
Опытные инвесторы отмечают, что основное преимущество переноса производства в Финляндию из России — это возможность поставки комплектующих без проблем, создаваемых ФТС: «В России когда ты регулярно ввозишь один и тот же компонент и никогда не знаешь, как он будет оформляться, какой будет окончательная цена. Здесь все прозрачно, все можно просчитать до цента. Если бы в России была другая таможня, то Россия бы существенно двинулась вперед».
Для тех бизнесменов, которые решаются выйти на рынок Финляндии и других европейских стран, в Петербурге действуют программы поддержки. В 2012 году было выделено около 50 млн рублей на компенсацию затрат малого и среднего бизнеса, работающего на экспорт (проект «Открытое небо»). «Надо а —доказать, что вы компания, соответствующая критериям, б — правильно заполнить документы», - кратко охарактеризовал необходимые требования Максим Баланёв, исполнительный директор Евро Инфо Центра (петербургской организации по поддержке предпринимательства). Правда, этих денег не хватает всем желающим: на данный момент бюджет текущего года уже исчерпан, однако, возможно, программа будет продолжена в 2013.
Российские участники, имеющие опыт работы в Суоми, говорят еще о нескольких аспектах: так, на финский рынок стоит выходить, «взяв» российского покупателя, однако учитывая возможные особенности, местный менталитет. «В Финляндии можно продавать и очень успешно очень простую продукцию. Одна из компаний продает бассейны для садов. В России у них наибольшим спросом пользуются красные, желтые... яркие цвета. А в Финляндии продаются только черные бассейны», - привел пример Сергей Трошков.
Также, по слоам Сергея Трошкова, в Суоми для постоянной работы стоит иметь финноязычного специалиста: «Как бы хорошо вы ни владели английским, этого может оказаться недостаточно». И, разумеется, не стоит забывать о той помощи, которую оказывают россиянам многочисленные организации по поддержке малого бизнеса.
Полезные ссылки:
Организации, занимающиеся помощью российским бизнесменам в Финляндии — список на портале проекта "Рубикон"