Мэр города Сало, где до недавнего времени активно работал завод «Нокия», Антти Рантакокко рассказал «Фонтанке.fi», в каких сферах предприятия региона могут сотрудничать с россиянами и какие национальные черты могут помешать наладить контакт между предпринимателями.
Мэр города Антти Рантакокко прибыл в выставочно-конгрессный центр Astrum на велосипеде. Интервью проходило в дружелюбной атмосфере, при этом мэр был достаточно прямолинеен.
- Сало называют финской Силиконовой долиной. Но многие россияне о таком городе даже не слышали. Расскажите поподробнее о регионе.
- Сало — это индустриальный регион, интегрированно-коммуникационной направленности, регион бизнеса. Я думаю, вы знаете компанию «Нокия». (Улыбается.)
Именно в нашем регионе появились беспроводная коммуникационная связь и интернет-технологии, которые последние 30 лет мы активно развиваем. В нашем регионе активно развивается бизнес, туризм нас мало интересует. Только бизнес. Конечно, у нас есть несколько туристических комплексов, например, Teijo Hiking, однако это не основное направление для Сало.
- С какими российскими компаниями, по вашему мнению, бизнесу Сало было бы интересно сотрудничать? В каких сферах?
- Совместный бизнес? Я думаю, интернет-технологии. Конечно, нашим компаниям было бы интересно и сотрудничество в сферах автоматизации и машиностроения. По моему мнению, перспективным направлением может стать совместная сборка крупной высокоинтеллектуальной автоматизированной техники. По крайней мере, мы уже достигли успехов в этом направлении.
- С какими регионами из России вы уже сотрудничаете?
- Мы только начинаем вести переговоры с российскими регионами. С некоторыми из них мы уже вышли на контакт. Пока у нас есть только опыт плотного общения с городом - побратимом Сало Ржевом, расположенным в 250 км от Москвы. Наша делегация неоднократно посещала российский город, мы вели переговоры на высоком уровне. Но честно сказать, пока никаких результатов не достигли, теперь предприятия Ржева и Сало ведут диалог по разным сферам общения.
- Компании Сало работают в России?
- У предприятий Сало уже есть опыт работы на российском рынке. Например, крупный производитель трубопроводной арматуры компания Högfors Oy много лет представлена на российском рынке (компания из города Сало была основана в 1927 году, на российском рынке представлена с 2000 года. - Ред.). Логистическая компания Jokinen-Yhtiö Oy, дочернее предприятие которой HJN Logistics расположено в Лаппеенранте, активно работает с россиянами. Компания из нашего региона Satel Oy была поставщиком радиомодемов для петербургского метрополитена. Видите, наработки уже есть.
- Кто, кроме «Нокии», является основным налогоплательщиком региона?
- В нашем регионе есть небольшие предприятия, рассчитанные на 200 рабочих мест. Конечно, таких, как «Нокия», у нас больше нет. Градообразующее предприятие было самым крупным, но все закончилось. (Для справки: местный бюджет потерял не менее 50 млн евро после закрытия завода в Сало.) Поэтому наша основная цель сейчас — привлечь новых инвесторов в Сало.
- Кстати, о «Нокии». Как местные власти помогают бывшим сотрудникам завода?
- В Сало много безработных, компания уволила 4,5 тысячи человек, и они в настоящее время пытаются найти работу или получить новое образование с последующим трудоустройством. Местные власти со своей стороны помогают людям — мы направляем средства на их переквалификацию, отдел занятости трудоустраивает бывших сотрудников и помогает начать свой бизнес. Напрямую средства населению не выделяются, мы перечисляем на нужды, у человека должен быть план для стартапа. Человек должен только начать, и мы ему поможем. А сама компания разработала социальную программу Bridge program.
- Сало заинтересован в российских специалистах?
- Да, российский рынок быстрорастущий и перспективный. Тем более что территориально мы расположены близко: Сало находится всего в сотне километров от Хельсинки, а между Петербургом и Хельсинки, как известно, отличное транспортное сообщение. Кстати, в Сало проживают около 500 русскоговорящих, причем некоторые из них работают в местной администрации.
Мне кажется, что и российский бизнес заинтересован в наших разработках в ИКТ-секторе. Я думаю, что было бы интересно посотрудничать не только в IT-секторе, но также и в других: автоматизация и машиностроение, транспорт и логистика. Развивать технологии в области экологии и др. Мы открыты для всего нового.
- Расскажите о своем впечатлении от общения с российскими партнерами?
- Я думаю, ваш рынок только зарождается, но развивается быстрыми темпами, что нас и привлекает. В вашей стране политическая и экономическая ситуация слишком быстро меняется (Смеется.), наша система стабильна. Соответственно, правила игры быстро меняются, и нам необходимо научиться балансировать при совместной работе.
- Но это невозможно..
- Да. Я понимаю.
- Что вы можете сказать о характере русских?
- В целом мне понравилось. В личном общении мне приходилось много общаться, это было комфортно, мы соседи, характеры у нас ровные. Россияне умеют ценить наши товары, которые гораздо выше качеством.
- Вы имеете в виду шоппинг в Лаппеенранту за кофе и Fairy...
(Смеется.)
- Когда вы приобретаете наши товары, с нашим финским флагом, это говорит о том, что они действительно хороши.
- Посоветуйте, как россиянам начать сотрудничать с финским бизнесом.
- Самое простое — выучить язык и завязать контакты. Без языка это невозможно. Необходимо изучить культурные различия, поскольку россияне торопятся и слишком прямолинейны при ведении переговоров, у финнов все гораздо спокойнее. Необходимо это учитывать. В Финляндии принято потратить время на знакомство с партнером, мы должны узнать друг друга, изучить бизнес друг друга и только после этого перейти к сотрудничеству.