Госжилинспекция Петербурга начала отвечать гражданам, сообщившим о скверной работе коммунальщиков через сайт Алексея Навального "РосЖКХ" и "Фонтанку". Сначала Владимир Зябко принял "пробную" сотню заявлений, переданных нашей редакцией. В установленный законом срок мы получили ответ. А на следующий день выяснилось, что "господин Зябко капитулировал". Так сказано в интернет-дневнике команды Навального: ответы от жилищной инспекции "жалобщики" получают персонально.
Государственная жилищная инспекция Петербурга начала отвечать гражданам, сообщившим о скверной работе коммунальщиков через сайт Алексея Навального "РосЖКХ" и "Фонтанку". Сначала Владимир Зябко принял пробную сотню заявлений, поданных нашей редакцией, и смирился с обещанием принести ещё жалоб (и они уже готовы к передаче). В установленный законом 7-дневный срок мы получили ответ из жилищной инспекции. А на следующий день выяснилось, что "господин Зябко капитулировал". Так сказано в интернет-дневнике команды Навального: ответы от жилищной инспекции жалобщики получают персонально.
"Государственная жилищная инспекция приняла к рассмотрению направленные Вами 21 ноября 2012 года 113 обращений по поводу некачественных услуг ЖКХ, – сказано в электронном письме, пришедшем главному редактору "Фонтанки" Александру Горшкову вечером в среду, 28 ноября. – Данные обращения зарегистрированы в порядке, установленном федеральным законом…" Дальше – ссылки на нормы, регулирующие порядок внеплановых проверок юридических лиц со стороны надзорных органов. Суть в том, что Государственная жилищная инспекция обещает провести проверки по жалобам граждан в 20-дневный срок. Подпись: начальник инспекции В.М. Зябко.
– Теперь жилищная инспекция обязана уведомить управляющие организации о том, что у них будет проведена внеплановая проверка, чтобы были соблюдены и их права, – объясняет "Фонтанке" адвокат, специализирующаяся, в частности, на жилищном законодательстве, Татьяна Иванцова. – Дальше инспектор проводит проверку, составляет соответствующий акт, выдаёт предписание или возбуждает административное разбирательство. А потом инспекция должна сообщить гражданам о принятых мерах. Если в письме указан 20-дневный срок, значит, они теперь обязаны в этот срок уложиться.
В предписании, выданном управляющей организации, продолжает адвокат, должен быть указан срок, в течение которого недостатки следует устранить. Если коммунальщики этого не сделают, то инспекция может наложить на них административное взыскание, например – оштрафовать. При этом у собственников жилья, увы, нет никакой возможности проверить, откуда жилконтора возьмёт деньги на штраф: из собственной прибыли или из платежей тех, кого они обслуживают.
– Статью расходов не отследит никто, кроме налоговой инспекции, – констатирует Татьяна Иванцова. – Граждане тут ничего не могут отследить. Они могут только обратиться в налоговую инспекцию, но она вряд ли будет проводить внеплановую проверку и отслеживать эту статью расходов.
При таких подозрениях в адрес жилконторы юрист советует обращаться в суды. Но это уже другая история.
Одновременно стало известно, что совместная работа "РосЖКХ" и "Фонтанки" так подействовала на петербургскую жилищную инспекцию, что там решили не дожидаться вмешательства СМИ и начали отвечать на заявления граждан, поданные через сайт Навального. "У нас отличные новости! – пишет команда "РосЖКХ" на странице в интернет-дневнике. – Жилинспектор Петербурга господин Зябко капитулировал. Теперь на все заявления, отправленные через РосЖКХ, он дает положительные ответы".
– Люди, подававшие жалобы через РосЖКХ, начали выкладывать на странице нашей группы ответы, которые им поступают, – рассказал "Фонтанке" координатор проекта "РосЖКХ" Дмитрий Левенец. – В ответах из жилищной инспекции сказано, что обращение перенаправлено в жилкомсервис, тот обязан его зарегистрировать и устранить нарушение.
Тем не менее, продолжает Левенец, "РосЖКХ" готовит новую серию ударов": дело в том, что жилищные инспекторы не могут ограничиться пересылкой жалоб, они обязаны "сами ножками обходить дома" и штрафовать коммунальщиков. "Если Зябко решил, что мы так просто от него отстанем, то он ошибается", – предупреждает жилищного инспектора команда "антикоммунальщиков".
Петербуржцы уже начали оставлять комментарии под сообщением от "РосЖКХ". Такое, например (орфография и пунктуация сохранены): "Во вторник мне звонили из ЖКХ сказали что будут делать крышу и мой подъезд включили в ремонт I квартал 2013 года, вчера у меня на крыше покрывали оставшуюся часть крыши моего дома новым материалом. Это капля из того что надо делать но вот они реальные сдвиги".
Напомним, что проект команды Алексея Навального "РосЖКХ" стартовал в начале ноября. Заполнив простую форму на его сайте, можно пожаловаться на работу коммунальщиков в разные инстанции, в том числе – в государственную жилищную инспекцию в своём регионе.
Через неделю к координатам госорганов авторам проекта пришлось добавить и электронный адрес "Фонтанки". Выяснилось, что Петербург – единственный регион в стране, где начальник жилищной инспекции отказался реагировать на жалобы, поданные через "РосЖКХ", потому что сайт Навального, объяснил он, не зарегистрирован как СМИ. После этого "Фонтанке" пришлось заняться не вполне профильной деятельностью и начать посредничать между гражданами и чиновниками – переправлять в ГЖИ жалобы, оформленные на редакционном бланке.
За две недели, с 16 по 29 ноября, "Фонтанка" получила 1033 письма с жалобами на некачественные услуги ЖКХ. Всем, кто отправил нам свои заявления, обещаем: они будут доставлены в жилищную инспекцию. Дело это небыстрое: мы не пересылаем письма механически, а тщательно их анализируем. К сожалению, некоторые (около 5 процентов) приходится "отбраковывать".
Жалобы на нелегалов в подвале или ночной клуб во дворе – это всё-таки не к коммунальщикам, а к полиции. С соседями, которые заставили лестницу своим хламом, тоже придётся разбираться без участия жилищных инспекторов. Людям, забывшим указать название улицы или номер дома, можем посоветовать отправить заявления ещё раз – уже со всеми необходимыми данными. И, наконец, жалоба на то, что квадратик на месте отлетевшей метлахской плитки (из обожженной прессованной глины. — Прим. ред.) в подъезде коммунальщики залили цементом, на фоне общей разрухи – это всё-таки чересчур. Залили ведь, не заставили вас спотыкаться.
Анализ жалоб приводит к разным выводам, в том числе – и к такому: многим из тех, кто пишет в жилищную инспекцию, бороться, увы, надо не с жилконторами, а с собственными соседями. Вряд ли коммунальщики приходили изрисовывать стены ваших подъездов, поджигать кнопки лифта, вряд ли они превратили ваши лестничные клетки в филиал помойки, складируя вонючие мешки возле мусоропровода.
В ближайшее время "Фонтанка" передаст в Государственную жилищную инспекцию все накопившиеся у нас жалобы, а потом представит более подробный анализ.
Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"