Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Карен Мдиванян: стадион Петербургу обойдется на 5 - 6 млрд руб. дешевле (фото)

Карен Мдиванян: стадион Петербургу обойдется на 5 - 6 млрд руб. дешевле (фото)

2 188
Источник:

Воплотится ли в жизнь поддержанная губернатором Петербурга идея сделать из стадиона на Крестовском острове всенародную стройку? Во сколько в итоге обойдется казне Петербурга арена для «Зенита»? И завершится ли строительство в 2015 году? На эти и многие другие вопросы ответил заместитель генерального директора ОАО «Главстрой» (сейчас руководит возведением стадиона) Карен Мдиванян в эксклюзивном интервью «Фонтанке».

- Карен Эдуардович, в конце октября завершились переговоры между Смольным и генподрядчиком о продлении контракта на строительство стадиона. Почему корпорация «Трансстрой» согласилась на условия города о продлении договора только на год?

- То, что контракт продлен только на год, обусловлено требованиями Бюджетного кодекса, правилами бюджетирования. Согласно им заказчик не имеет права продлить контракт более чем на год, так как в предыдущем бюджете Петербурга было прописано, что стройка закончится в 2013 году.

Однако мы получили гарантии того, что договор с нами будет продлен до конца строительства. Со своей стороны «Трансстрой» обязался сдать стадион в эксплуатацию в 2015 году.

- «Трансстрой» - коммерческая, а не благотворительная компания. Ваша задача — извлечение прибыли. Значит ли то, что вы согласились пролонгировать контракт, что он остался выгодным для вас?

- Условия контракта изменились исходя из изменений самого проекта стадиона.

Стадион на Крестовском — уникальный объект. Могу сказать, что аналогичного стадиона в мире нет и не будет, по моей оценке, еще лет пять. С таким объемом — около 70 тысяч зрителей, с такими сложными элементами, как выкатное поле и раздвижная крыша, с таким передовым телевизионным, трансляционным оборудованием, он будет единственным в своем роде.

Уникальность проекту придает также авторство выдающегося архитектора современности, архитектора мирового масштаба Кисе Курокавы. Стадион стал его последним, а потому самым заметным проектом.

Именно уникальность сооружения диктует корпорации не столько стремление к получению финансовой выгоды, сколько стремление к получению имиджевых дивидендов. Для нас этот стадион не столько вопрос коммерции, сколько возможность выйти на новый уровень. Построив и сдав этот объект, мы выйдем на мировую арену, на международный рынок.

- Получается, что после сдачи объекта вы станете единственной в мире компанией, имеющей уникальный опыт подобного строительства?

- Уже сегодня мы одни из немногих в мире, кто обладает такими компетенциями.

Многие хотели бы иметь такой проект в своем портфеле. Лично я принимал участие в строительстве многих стадионов. По-своему уникален объект в Казани, по-своему интересен Олимпийский стадион в Сочи. Но именно стадион «Зенита» является тем проектом, который вобрал в себя все современные, передовые технологии, существующие на данный момент. Поэтому да, мы будем той компанией, которая сможет заявить о том, что является носителем уникального строительного опыта.

- Именно из-за уникальности проекта вокруг него до сих пор не утихают дискуссии. Многие полагают, что Петербургу такой суперсовременный и дорогой стадион не нужен. В действительности, не совсем понятно, будет ли сооружение востребовано после чемпионата мира по футболу 2018 года.

- Я не думаю, что строители Исаакиевского собора, возводя его, думали о том, как он будет заполняться и будет ли востребован. Будет ли стадион заполняться - это вопрос к тем, кто его будет эксплуатировать. При грамотном менеджменте такой объект можно задействовать не два-три раза в год, а постоянно, минимум несколько раз в месяц. Петербург - это город, который просто не может не иметь такой стадион.

- Возвращаясь к недалекому будущему: в 2013 году, согласно заключенному контракту, вы должны освоить более 10 млрд рублей.

- До конца следующего года мы должны завершить строительство самых сложных инженерных конструкций. Это стационарная часть раздвижной кровли, конструкция выкатного поля и мост над ним. Финансовый план, который мы выстроили, выполнить сложно, но невозможного нет. Хочу сказать, что на сегодняшний день мы увеличили число работников на объекте в три раза. Сейчас на стройке занята почти тысяча рабочих. Ожидаем, что в пиковые нагрузки на объекте будут работать до 2 тысяч человек.

В октябре мы выполнили в два раза больше работ, чем в сентябре. В ноябре освоим вдвое больше, чем в октябре. Работать быстрыми темпами помогает сильнейшая инженерная команда. Возможно, таким же потенциалом обладают еще две-три российские компании. Но для того, чтобы войти в проект, им потребовалось бы время — для сбора команды, для мобилизации техники. Это невозможно сделать за один месяц, и при смене подрядчика строительство неизбежно затянулось бы. Работы на строительстве стадиона на Крестовском, действительно, очень сложные с точки зрения инженерии, этот проект войдет в учебники по проектированию.

- Недавно "Трансстрой" объявил внутренний тендер по выбору поставщиков металлоконструкций для крыши стадиона. По вашим оценкам, среди российских и петербургских производителей есть те, кто сможет освоить необходимый объем — свыше 18 тысяч тонн металла?

- Все материалы, которые требуются для строительства, мы заказываем в России. Исключение составляют только те конструкции, которые в нашей стране не производятся.

Производство металлоконструкций для кровли стадиона требует почти микронной точности, характерной для машиностроения, но для металлургических заводов такие конструкции относятся к категории повышенной сложности. Представьте себе огромную стотонную деталь, сделанную по размерам, выверенным до микрона.

Тем не менее заводы, которые могут производить такие детали, в России есть. Есть они и в Петербурге. Однако одному предприятию требуемый для стадиона объем не освоить. Скорее всего, заказы будут размещаться по разным предприятиям. Сейчас переговоры с потенциальными поставщиками подходят к завершающей стадии. Я думаю, что в конце января следующего года мы начнем работы по монтажу кровли.

- Вы сказали, что закажете в России все, что у нас производится. Следует понимать, что отечественная промышленность производит не все необходимое для воплощения проекта?

- Сама раздвижная крыша будет сделана из немецкого металла. Салазки, по которым она будет двигаться, тоже закажем у немецких производителей.

- Когда конструкции кровли и поля будут смонтированы, сколько времени потребуется, чтобы передвинуть «газон» и закрыть или открыть крышу?

- В мире всего три выкатных поля. Они выдвигаются от 9 до 1,5 часа. Время зависит от установленного механизма. Для нашего объекта мы еще разрабатываем технологические аспекты. Думаю, скорость поля будет известна через два-три месяца. Сейчас я могу сказать, что поле будет двигаться по 18-рельсовым путям на 320 тележках. Что же до приводного механизма, то в окончательном варианте он предстанет к весне. Мы постараемся сделать поле довольно быстрым, чтобы обеспечить стадиону оперативную «смену декораций» и упростить его эксплуатацию. Что касается крыши, то она закрывается в течение минут, максимум получаса.

- Финансирование проекта компания вновь получает в зиму. Не повлияет ли это на ход и стоимость возведения арены?

- Хороший строитель никогда не скажет о зависимости стройки от погоды. Сейчас мы готовы работать и зимой и летом. Темпы строительства этой зимой мы будем только наращивать. Конечно, это приведет к дополнительным трудозатратам. Но перед нами стоит задача сдать стадион в 2015 году, и мы должны ее выполнить.

- Как проходит оптимизация сметы, о которой власти Петербурга говорили после заключения контракта?

- Я могу сказать, что стадион Петербургу обойдется на 5 - 6 млрд руб. меньше. Экономия будет достигнута за счет нашего тендерного снижения. Мы обещали построить стадион дешевле, когда принимали участие в конкурсе, и мы планируем придерживаться своего решения.

- Вы говорите о завершении стройки в 2015-м, но в свое время строительные власти Петербурга заявляли, что после сдачи объекта год или полтора потребуется на пусконаладочные работы. Таким образом, открыть стадион можно будет только в конце 2016-го?

- Я не думаю, что пусконаладка потребует столько времени. Приведу простой пример: центральный Олимпийский стадион, игры на котором должны пройти в апреле 2014 года, еще не полностью закрыт крышей. Также не установлено оборудование. Но на этой стройке нет «лишних» года-полутора. Олимпийские игры перенести нельзя.

При интенсивной работе пусконаладочная часть на арене займет два-три месяца, и не больше.

- Можете ли вы подвести промежуточные итоги 2012 года на стройке?

- Важнейший этап этого года — это принятие заказчиком решения о продолжении стройки. А также решение о передаче в руки генподрядчика рабочего проектирования. Ранее работы тормозились, так как были проблемы с получением проектной документации от проектировщика. Были и вопросы по качеству документов.

Теперь же за разработку документации и стройку отвечает одно лицо — генподрядчик. Соответственно мы заинтересованы, чтобы документация была качественной и поступала в срок.

То, что мы перешли к активной стройке, видно невооруженным глазом. Раньше на площадке у нас было 5 кранов, сейчас мы устанавливаем 11-й.

- Что вы скажете о поддержанном губернатором Петербурга предложении организовывать субботники для помощи строителям стадиона? Требуется ли вам помощь горожан?

- Наша компания участвовала в восстановлении погорелых деревень в Центральной России, пострадавших в 2010 году. Когда мы близились к завершению, власти выделили нам людей, которые подметали улицы, мыли окна, сажали деревья, убирали тротуары. Это стало очень хорошим подспорьем.

Не исключено, что такая помощь потребуется и на стадионе. Но пока на площадке ведутся спецработы. На стройке заняты люди, прошедшие инструктаж, в том числе по технике безопасности. Тем, кто не имеет соответствующих навыков, сейчас на стройке находиться просто опасно. Но как только основная работа будет закончена и с площадки будет выведена техника, мы будем просить город привлечь петербуржцев к благоустройству. Возможно, участие в стройке, пусть и на завершающем этапе, изменит отношение скептически настроенных горожан к проекту.

Справка:

Карен Мдиванян стал заместителем генерального директора «Главстрой» в 2009 году. Тогда отмечалось, что бизнесмен будет курировать строительство жилых массивов «Юнтолово» и «Северная долина», офисного квартала на улицах Шкапина и Розенштейна, стадиона для футбольного клуба «Зенит» на Крестовском острове, реконструкцию Апраксина двора.

Карен Мдиванян начал работу в «Базовом Элементе» (корпорации Олега Дерипаски, в которую входит «Главстрой» и «Трансстрой») в августе 2008 года. До этого он возглавлял департамент специальных программ и проектов в Министерстве регионального развития РФ. И занимался координацией строительства олимпийских объектов в Сочи.

Беседовала Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»

Конструкция выкатного поля
Конструкция выкатного поля
Конструкция выкатного поля
Строительство моста над выкатным полем
Строительство моста над выкатным полем
Строительство моста над выкатным полем
Подтрибунные помещения
Строительство моста над выкатным полем
Чаша стадиона
Чаша стадиона
Трибуны стадиона
Трибуны стадиона
Трибуны стадиона
Трибуны стадиона и временные фермы для монтажа крыши
Трибуны стадиона и временные фермы для монтажа крыши
Трибуны стадиона и временные фермы для монтажа крыши
Временные фермы для монтажа крыши
Временные фермы для монтажа крыши
Временные опоры для монтажа крыши
Строительство моста над выкатным полем
Трибуны стадиона и временные фермы для монтажа крыши
Сохранённый фрагмент стадиона им. Кирова
Сохранённый фрагмент стадиона им. Кирова
Укрепление конструкций, сохранившихся от стадиона им. Кирова
Памятник С.М. Кирову перед стадионом
Памятник С.М. Кирову перед стадионом
1 из 30
Конструкция выкатного поля
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях