Петербургские депутаты хотят подарить детям лишний выходной. То есть вместо шестидневки вернуть им пятидневку. Эксперты, опрошенные «Фонтанкой», считают, что разгружать школьников нужно. Только вот просто так сократить число учебных дней вряд ли удастся.
Депутаты ЗакСа приняли в первом чтении обращение к министру образования и науки Дмитрию Ливанову и депутатам Госдумы. Парламентарии просят закрепить в новой редакции закона «Об образовании в РФ», который сейчас рассматривается в федеральном парламенте, положение о пятидневной неделе обучения. Авторы документа - яблочники Максим Резник и Вячеслав Нотяг, а также представители ЛДПР Константин Сухенко и Максим Яковлев.
Интерес депутатов к этой проблеме не случаен, ведь, к примеру, в биографии Максима Резника и Вячеслава Нотяга есть работа в школе.
По мнению депутатов, с каждым годом здоровье детей ухудшается. У многих учеников 1 - 4-го классов уже есть нарушения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта. Введение шестидневной учебной недели, положение о которой есть в обсуждаемом на Охотном ряду законопроекте, эти проблемы только усугубляет, поэтому депутаты считают, что для начальной школы такой режим обучения вреден.
Один из минусов пятидневки, считают парламентарии, - сокращение на 3 часа недельной учебной нагрузки, в результате которого иногда приходится отказываться или от регионального, или от школьного компонента. Но и здесь при желании можно найти выход: региональный компонент реализуется в рамках изучения других предметов, а вместо компонента образовательного учреждения в школе разрабатывают проекты дополнительного образования.
В разговоре с корреспондентом «Фонтанки» Вячеслав Нотяг отметил, что, по его мнению, в данный момент речь идет о проблеме шестидневной недели в основном для учеников старшей школы. В первом классе уроки длятся по 30 минут и возможно не больше 4 занятий в день. Во втором — 5 уроков по 35 минут, в 3 — 4-х классах длина урока увеличивается до 40 минут.
«Таким образом, проблема с начальной школой не стоит. А вот если говорить о старшей школе, то в данный момент у нас 2 государственных стандарта — профильный с 17-ю предметами и базовый с 10-ю. Сейчас в 10-м и 11-м классе дети готовятся для сдачи единого государственного экзамена, изучая фактически 4 предмета, среди которых два обязательных — русский язык и математика. Мы предлагаем заниматься 2 раза в неделю по 6 уроков, три раза — по 7 уроков. Сегодня у нас было прекрасное голосование: 45 депутатов «за», один - «воздержался», ни одного человека «против». Для того, чтобы предложить поправки, мы проводили совещания в комитете по образованию и с родительскими комитетами», - отметил Вячеслав Нотяг.
Однако опрошенные «Фонтанкой» эксперты считают, что все не так просто. «Думаю, что в средней и старшей школе нереально сократить число учебных дней при нынешних стандартах. Если только увеличить срок обучения. В некоторых странах Европы есть так называемые «плавающие субботы» при 12-летней системе образования. Если ставится задача разгрузить детей, этот вопрос решать нужно. Но речь пойдет тогда не только об этом, но и о полном выполнении болонских соглашений и конвертации аттестатов», - заявил «Фонтанке» директор гимназии № 610 Сергей Бурячко.
«Решение вопроса о пятидневной учебной неделе зависит от образовательного учреждения. С одной стороны, сделать это проблематично. С другой — все будет зависеть от грамотного подхода руководства образовательного учреждения и мастерства управления образовательным процессом. По большому счету вопрос стоит о том, учиться ли 5 дней по 7 уроков, или 6 дней по 6», - отметил директор лицея № 369 Константин Тхостов.
Добавим, что в Петербурге массово переходить на шестидневную учебную неделю школы начали с сентября 2012 года. Заниматься в субботу законодательно запрещено только ученикам первых классов. Решение о том, сколько учиться остальным, остается за родительскими и педагогическими советами городских школ.
Мария Цыганкова, "Фонтанка.ру"