Нынче даже на 7 ноября уже редко встретишь человека с революционным красным бантом. Между тем у бантов славная история и своя символика. Бывали времена, когда и мужчины были осыпаны бантами с головы до пят. Сейчас другие времена, но - есть выходы в театр, прием гостей, дружеские пати. Бант, самый маленький, и повседневному платью придаст нарядный вид.
Нынче даже на 7 Ноября уже редко встретишь человека с революционным красным бантом. Между тем у бантов славная история и своя символика. Бывали времена, когда и мужчины были осыпаны бантами с головы до пят. Сейчас другие времена, но... есть выходы в театр, прием гостей, дружеские пати. Бант, самый маленький, и повседневному платью придаст нарядный вид. Да и сделать его несложно. Из кружева, кожи, тесьмы, шнура, из ткани – шелка, атласа, бархата, органзы, батиста, полиэстера, муслина, фетра, шифона...
Красный, революционный
Советская история была длинной, страна - большой, и в разное время «на местах» к бантам относились по-разному.
В целом банты приветствовались в школах, детских садах, на демонстрантах. Нерегламентированные банты в повседневной жизни могли символизировать не романтичность, нарядность, творческий полет, а легкомыслие. Или, что хуже, идейный активист мог разглядеть в банте поклонение буржуазным идеалам, хотя советские журналы мод жестких препятствий банту не чинили. Банты без оглядки на комсорга могли себе позволить старые художники, музыкальные старушки и секретарши. Отдельные личности ношением банта могли также выражать протест против обыденности.
Для «железных леди»
Меж тем даже для мужчин еще не так давно бант был так же естественен, как сегодня галстук. Долгое время мальчики до трех лет, а порой до пяти-шести носили платьица с кружевами и оборками, которые могли дополнять длинные локоны, повязанные бантами. Мужчины в давней истории носили банты в косах, галстуки в виде бантов, розетки из лент. Во времена Шекспира мужскую обувь могли украшать банты из лент, усыпанные бриллиантами.
А сегодня и деловую женщину трудно представить в бантах: она предпочитает деловой стиль. Разумеется, power look, властный стиль, в принципе, сослужил деловой леди добрую службу. Яркий пример тому Маргарет Тэтчер. Силуэт, прическа, закрепленная лаком, ткани, продуманные цвета, аксессуары, строгой формы сумка с короткими ручками - все сработало на имидж уверенной женщины в коридорах власти. Но даже «железная леди» позволяла себе банты, и не только однотонные, которые не нарушали безупречности костюма и только подчеркивали элегантность.
Любовный узел
Бантом обычно считается узел с петельками, с ушами, растяжной узел петлею, сложенная в петельки или сборки лента или другой материал. Это также может быть переплетение петель, узлов, особенно в ювелирном искусстве. В ювелирном деле банты и узлы на протяжении веков часто связывались с любовью и браком. Еще в III веке до н. э. мотив узла греческие ювелиры использовали как символ брака. Символ любовного узла был и у древних кельтов.
А есть в истории бант, который занимает умы читателей уже почти семь столетий. О нем упоминает в XIV веке английский поэт Джеффри Чосер. В «Кентерберийских рассказах» он пишет: «Был наш монах лихой боец, охотник./ (…) Был лучшей белкой плащ его подбит./ Богато вышит и отлично сшит./ Застежку он, как подобает франтам, /Украсил золотым «любовным бантом». "Любовный бант" трактуют как застежку в виде сложного банта или розетки. Но что это такое? Для современного человека эта застежка так же загадочна, как и монах, закрепивший капюшон нерядовой золотой булавкой с таинственным любовным узлом.
Любовные узлы представляли собой переплетенные петли - символ верности и преданности, и этот бант можно интерпретировать как верность и любовь к женщине. А можно и более сложно трактовать - как религиозную преданность. Это также может быть отзвуком распространенных в этот период идей любви или щедрым подарком. Версий у читателя множество, вплоть до того, что в кулоне хранится прядь возлюбленной или возлюбленного. Или эта застежка – фамильный атрибут или символ принадлежности к религиозному братству, ордену. В целом же сходятся в том, что монах не должен носить подобную застежку, как и меха, - это нарушение правил одежды для монаха. Хотя, возможно, описывая монаха, Чосер отсылает читателей не к отрицательным качествам своего персонажа, а к обычной человеческой слабости.
Обсуждение этой застежки в Англии не утихает и по сей день, а казалось бы - всего лишь бант. Так или иначе, но в XIV веке, как мы видим, любовный узел был примечательным символом.
От Людовиков до Эдуарда
Символом любви бант мог быть во времена Людовика XIV (1638 - 1715). В конце XVII века ювелиры разработали для королевского двора броши и ожерелья в виде бантов из золота и серебра, усеянных драгоценными камнями. Сей драгоценный бант в зависимости от того, как его носили, мог иметь разные значения. В прическе он мог означать, что дама ищет мужчину, прикрепленный на сердце - любовь найдена, на ленте вокруг шеи он мог дразнить кавалера.
При Людовике XIV бантами украшали все что можно - перчатки, плечи, рукава, парики, туфли, шарфы на поясе завязывались бантом. Мужчины заботливо подчеркивали стройность своих ног, чему способствовали туфли на каблуке, богато украшенные лентами, бантами, розетками.
Эпоха Людовика XIV вошла в Галантный век. Он длился более 100 лет, от 1661 года до 1789-го. Это был удивительный век. Безукоризненные манеры, речь, взгляды, интонации, оттенки и полутона, в фаворе интерес к наукам и искусствам, рафинированность. Царят чрезвычайная обходительность, бесконечное уважение к женщине, желание исполнять дамские капризы. Костюмы необычайно красивы, мужской наряд нередко роскошнее дамского. Красота, данная природой, не считается великим достижением, ведь красоту можно создать. В помощь тому - арсенал париков, корсетов, накладных икр для мужчин, шариков за щёки для округлости дамского личика, слои декоративной косметики, румяна. Все это милосердно скрывало недостатки и возраст. Дама Галантного века хрупка, юна, изящна, женственна, эротична, жеманна, у нее осиная талия и круглое личико.
Иногда ХVIII век называют веком женщин, а моду рококо - женственной. В этот период мужской облик подвергся феминизации, мужчины женственны. Накачанное тело не в почете, ценится утонченность. Мужчины в пенных кружевах, узких камзолах, обтягивающих кюлотах, на каблуках; в моде парики с буклями, косичкой и бантом. Для мужской прически создаются специальные шелковые мешочки, бархатные футляры, которые мог украшать бант.
При Людовике XV (1710 - 1774) вошла в моду серия бантов на корсаже. Стиль ввела фаворитка Людовика мадам де Помпадур, покровительница наук и искусств. Банты самых разных оттенков мы видим на различных портретах маркизы де Помпадур, они оживляют наряд и вместе с пышными юбками подчеркивают талию. Банты подбирались в цвет наряду или по контрасту.
В дни Великой французской революции в моду пришли новые веяния, да и на дворе уже был ампир с его античными нотами и простотой линий. В Викторианскую эпоху, долгую и разнообразную, с ее пышными юбками, рукавами, лентами, складками, оборками, разноцветные банты с радостью опускаются на одежду. С конца XIX века и ювелирное искусство, вдохновленное образцами прошлого, снова обращается к бантам.
В начале ХХ века, таком уже близком нам по времени, в эпоху короля Эдуарда VII (благодаря детскому костюму которого в моду вошел морской стиль) дамы носят корсет и платье S-образной формы (из-за неудобства одежды они иногда падали в обморок), любят ирландское кружево. Их банты различных цветов и размеров, часто довольно большие. Их можно увидеть и на членах женской хоккейной команды, некоторые из этих бантов напоминают галстук, который приглянулся дамам еще в середине XIX века.
Что не раздражает в мужчине?
Вскоре началась Первая мировая война, а за ней и Вторая. Они изменили не только моду - весь мир. Одежда женщин ряда профессий стала консервативной, и банты сменили вариации галстуков. Женщины 1980-х, занятые в юриспруденции и банковском деле, надели деловые костюмы, застегнули на все пуговицы блузки и освоили галстуки-бабочки. Они могли быть немного крупнее, чем стандартные мужские, но, как правило, ткань, цвет, модели были те же.
Несмотря на современные ритмы и желательную практичность костюма, женщины по-прежнему любят банты. И носят их на сумочках, туфлях, как браслеты, завязывают шарфики бантом и полубантом. В театрах и филармонии можно увидеть брошь-бант с жемчужиной, крошечный бантик на ремешке и большой на сумочке, оценить креатив пожилых леди в завязывании бантов из кружева. Даже современная американка, как рассказывал один американский модельер, может заказать платье с огромным метровым жестким бантом, который закреплен со стороны спины на талии, как гигантская бабочка.
Что касается современного мужчины, ему, наверное, трудно предложить бант, также трудно представить мужскую туфлю с бантиком в бриллиантах, появляющуюся из джипа. Но для франтов, творческих личностей для торжественных случаев интересна будет, например, идея галстука из XVII века - мужчины обматывали шею длинным платком, который спереди завязывали на узел или бант, а иногда фиксировали лентой, завязанной в бант, напоминавший галстук-бабочку.
Да, непривычно. А почему бы и нет? Во всяком случае, как заявляют британские ученые, в список предметов, которые раздражают женщин в мужчинах (например, мужские колготки), банты не вошли.
Инга Земзаре, для «Фонтанки.ру»