На 320 человек меньше будет работать в Российской национальной библиотеке с февраля следующего года. Под глобальное сокращение, затеянное новой администрацией РНБ, попадут сотрудники научных отделов, библиографы и даже 35 дворников. Руководство Публички объясняет: решение согласовано с Министерством культуры, а расстаться с кадрами нужно для оптимизации зарплаты. В Минкульте, однако, с удивлением узнали о проекте подведомственной организации и обещают в ближайшее время прояснить вопрос.
Привычный петербуржцам образ Российской национальной библиотеки может серьезно измениться в начале следующего года. 320 сотрудников собирается уволить новая администрация учреждения в феврале «в связи с оптимизацией зарплаты». Соответствующие слухи ходили в библиотечной среде еще в начале октября. Сегодня они получили официальное подтверждение из уст заместителя гендиректора РНБ по административно-хозяйственной деятельности Владимира Александрова. «Увольнение, действительно, произойдет. По планам уйти придется примерно 20% из 1730 сотрудников. Это порядка 320 человек», – сообщил он "Фонтанке".
Как говорит библиотечная общественность, невольным инициатором «чистки рядов» в одном из главных книгохранилищ страны стал не кто иной, как президент Владимир Путин.
«Владимир Владимирович неоднократно высказывался о том, что необходимо повысить зарплату бюджетникам. А для этого – оптимизировать их деятельность, в том числе сократить штаты», – отмечает библиограф РНБ, литературный критик Никита Елисеев.
Администрация библиотеки, однако, такую версию не подтверждает: по словам Владимира Александрова, увольнение 320 сотрудников было собственной инициативой РНБ, поддержанной Министерством культуры: «Мы думали в этом направлении еще летом. В августе для оптимизации штатного расписания была создана рабочая группа. Данный процесс наложился на разговор с министерством о путях повышениях зарплат». В результате, по словам Александрова, Минкульт дал добро на перемены. Произошло это, по его заверениям, в разговоре с Антоном Лихомановым, возглавляющим Публичку с 2011 года.
Идея реструктуризации, родившаяся в недрах РНБ, довольно проста: она была известна еще герою «Собачьего сердца» Полиграфу Полиграфовичу Шарикову. Зарплату уволенных предполагается «отобрать и поделить» между оставшимися сотрудниками, тем самым повысив их жизненный уровень и привлекательность профессии.
«Средняя зарплата по РНБ сегодня составляет 14 тысяч 400 рублей. Найти нормального специалиста на эти деньги сложно. После сокращений оплата труда, по нашим расчетам, поднимается до 19 тысяч рублей», – полагает Владимир Александров.
Чистке подвергнутся практически все подразделения Публички: увольнять будут, цитируя Александрова, «людей с минимальными зарплатами». Например, 35 дворников, получающих по 3998 рублей в месяц. «Видимо, в плане уборки придется переходить на аутсорсинг», – резюмирует замгендиректора РНБ. Серьезные перемены грядут и в научных отделах: из некоторых уберут больше половины сотрудников.
«Понимаем, что не все однозначно принимают эту ситуацию… Но библиотека, в первую очередь, обслуживает читателей», – комментирует Владимир Александров. А вот в службе безопасности никаких перестановок не предвидится. «Служба безопасности у нас и так хромает», – сетует заместитель генерального директора.
Сейчас в РНБ идет окончательная работа со списками увольняемых, которые составили заведующие отделами. К 7 ноября павшие жертвами «зарплатной оптимизации» получат официальные уведомления о том, что учреждение разрывает с ними контракт. Правда, в этот же день на улицу бывших библиотекарей никто выгонять не станет: на старых местах они проработают до 7 февраля. А затем отправятся на биржу труда, получив выходное пособие. Как добавляет заведующая кафедрой библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ Марина Колесникова, найти работу бывшим сотрудником научных отделов, к примеру, будет нелегко.
«В Петербурге есть всего три библиотеки, которых есть такие подразделения, – сама РНБ, Библиотека Академии наук и Президентская библиотека имени Ельцина», – напоминает она.
В Министерстве культуры о якобы согласованных с ним планах Публички по сокращению штатов узнали от "Фонтанки" - и с удивлением.
«Минкультуры России не принимало никаких решений о сокращении сотрудников РНБ, – сообщил «Фонтанке» статс-секретарь министерства Григорий Ивлиев. – Микульт направил в 9 подведомственных библиотек, в том числе и РНБ, письма с просьбой представить предложения по оптимизации деятельности. До сих пор ни одно из учреждений официально свои предложения не внесло, у них для этого есть время до декабря. Разумеется, если директор какой-то из библиотек все предложения по улучшению работы сведёт к сокращению штатов, такие идеи приняты не будут».
Ивлиев добавил, что никакой информации о запланированных в РНБ сокращениях до сегодняшнего дня у Министерства культуры и вообще не было. «В ближайшее время проясним вопрос, почему и зачем руководство намерено увольнять сотрудников. В любом случае всем им должны быть предложены равноценные рабочие места», – подчеркнул статс-секретарь министерства.
Пока же федеральные чиновники пытаются понять, что происходит в одном из главных книгохранилищ страны, к решению конфликта обещали подключиться власти региональные. Глава комиссии ЗакСа по образованию, культуре и науке Максим Резник рассказал «Фонтанке», что ждет, когда к нему обратятся уволенные библиотекари, чтобы попробовать отстоять их права. «Ситуация в РНБ — частный, но важный случай практики, которую ведет сегодняшняя российская власть. Она не заинтересована в образовании, науке, культуре. Им нужно стадо баранов, которыми надо управлять», – отметил парламентарий.
С ним оказалась согласна литературная общественность Северной столицы. Писатель и публицист Александр Мелихов заявил в «Фонтанке», что идея сокращать штаты в РНБ нелепа, в том числе и с экономической точки зрения. «Если бы государственный бюджет исчерпывался только фондом зарплат Российской национальной библиотеки, решение администрации РНБ было бы логичным. Но мы видим, что за деньги налогоплательщиков покупают футбольные команды, строят огромные здания, выводят за границу несусветные капиталы, втаптывают в грязь миллиарды. На этом фоне делать вид, будто государство может помочь бюджетникам, отняв у одних библиотекарей и передав другим, очень странно», – считает он.
Переводчик и детский писатель Михаил Яснов добавляет, что в Публичной библиотеке есть определенный процент людей, от которых можно избавиться. «Однако я очень боюсь, что уволят не их, а самых достойных», – отмечает он.
*
По информации «Фонтанки», после «реструктуризации» уйти из РНБ может одна из старейших сотрудниц отдела рукописей Нина Зубкова, а также легенда Публички Никита Елисеев, проработавший здесь библиографом около 30 лет.