После назначения в петербургском филиале нового куратора службы безопасности с богатым чекистским прошлым, теплоэнергетики познакомились с такими понятиями, как «доверенное лицо», «легендированный предлог», «конспиративная встреча». С санкции высшего руководства госпредприятия составляются планы и отчёты по «оперативному освещению» объектов компании, «сообщения» избранных для «конфиденциального сотрудничества» работников аккуратно подшиваются в специальные папки в соответствии с инструкцией.
Каждой котельной — по тайному агенту
«Систематизировать установленные ранее контакты и принять решение о переводе их в доверительные. Учёт доверенных лиц и полученных от них информаций (количество) необходимо вести каждому сотруднику в личной тетради без расшифровки их установочных данных». Нет, это не памятка нашему резиденту в логове «Аль-Каиды» и даже не инструкция Центра «Э» по внедрению в компанию скинхедов. С недавних пор, когда пост заместителя генерального директора «по режиму и безопасности» занял офицер спецслужб с многолетним прошлым, термины «доверенное лицо», «оперативное освещение», «конфиденциальные источники» плотно вошли в повседневную практику сугубо гражданской организации — ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга», основная задача которого — снабжение города теплом.
Новый заместитель генерального по безопасности, который пришел в компанию летом 2012 года, взялся за дело круто. Отныне борьба с потенциальными расхитителями поставлена на профессиональную основу. Ввиду того, что поступила некая информация, свидетельствующая о «возможных фактах хищения … и злоупотребления», необходимость войны со злом стала очевидна. На самотёк войну пускать нельзя. Метод известен — для выработки грамотного «управленческого решения» необходимы план, инструкция и ответственный. План был разработан. Ответственные назначены.
В соответствии с планом сотрудникам столь мирного подразделения, как ревизионный отдел, предлагается переквалифицироваться в рыцарей если не кинжала, то плаща. Получив и систематизировав сведения о складских площадках собственного предприятия, ревизоры, по мысли главного безопасника, обязаны развернуть работу, которая в просторечии называется агентурной. Начать надо с отдела кадров, где «зашифрованно» получить сведения о работниках складов. Затем — изучить «личностные качества и возможности отобранных работников предприятия», способных «освещать» обстановку на объектах. Контакты с отобранными на роль секретных осведомителей сотрудниками следует осуществлять не абы как, примитивно пригласив в кабинет или позвонив по телефону, а конспиративно - «под видом … инвентаризаций, по другим мероприятиям, в т.ч. под легендой».
Видимо, для просвещения ревизоров, которые не служили до топливно-энергетической компании в разведках и контрразведках, руководство заботливо разъясняет, кого следует считать «доверенным лицом» (ДЛ), учит, что встречи с ДЛ необходимо проводить конспиративно, вне служебных помещений и во внерабочее время.
Результаты работы с ДЛ следует аккумулировать в КНД, сиречь контрольно-накопительных делах, в которых поступающая из «конфиденциальных источников» информация концентрируется, учитывается и анализируется, о чём с установленной периодичностью составляются и направляются вышестоящему руководству отчёты.
Чекист-универсал
Игорь Суняев родился в 1956 году. После окончания института авиационного приборостроения был приглашен на службу в КГБ, окончил Высшую школу имени Ф.Э. Дзержинского и с тех пор со спецслужбами не расставался — до июля 2012 года. Когда молодой авиаприборостроитель в восьмидесятых стал чекистом, времена витязей ОГПУ в кожаных куртках, ликвидаторов с ледорубами и живодеров в лагерных оперчекистских отделах уже закончились. Тоска и бюрократия «первых отделов» с многочисленными планами, инструкциями и отчётами разворачивалась вовсю. Похоже, привычка к многочисленным бумажкам с «серьёзными» словами, позволяющими чувствовать себя причастным к тайнам, рядовому обывателю недоступным, въелась намертво.
Чувствуется, что за годы службы в КГБ, затем в налоговой полиции, наркоконтроле и оперативной таможне нынешний замгенерального ГУП «ТЭК» по безопасности сросся с «оперативными разработками», «оперативными позициями», «источниками», «линиями и объектами». Генеральские погоны явно просвечивают через штатский пиджак. И хочется продолжить борьбу. Даже наплевав не то что на некоторые положения «Закона об оперативно-разыскной деятельности», но и на страх показаться смешным. Зато как звучит: «Прошу организовать работу по созданию оперативных позиций в ключевых подразделениях. Доложите предложения». Накладывая такую резолюцию, наверное, вновь чувствуешь себя не отставником, а находящимся на острие борьбы специалистом тайных операций.
Недодумали
Приходится заметить, что в организации службы безопасности топливно-энергетической конторы есть явные недостатки. Если неудержимо влечет играть в шпионов, необходимо срочно организовать шифровальный отдел и сектор внутренней контрразведки. А также срочно сменить проваленные явки и засвеченные пароли.
ГУП “ТЭК Санкт-Петербурга” объединяет 280 котельных, 212 ЦТП и свыше 4100 км тепловых сетей. Компания обслуживает большинство районов Санкт-Петербурга и является одним из крупнейших производителей и поставщиков тепловой энергии на Северо-Западе России.
Политика ГУП “ТЭК СПб” в области персонала базируется на принципе, согласно которому развитие организации невозможно без развития ее коллектива. В своей ежедневной работе компания нацелена на формирование высококвалифицированного кадрового состава.
Компания создает условия для реализации творческого потенциала, а также профессионального и личностного роста работников.
Информация с сайта http://www.gptek.spb.ru