Комиссия по подготовке изменений Генерального плана развития Петербурга приступила к работе. До 1 июня 2013 года предстоит рассмотреть 1800 заявок от инвесторов, желающих реализовать свои замыслы. Первым на очереди оказался проект города-спутника «Южный». По итогам обсуждения комиссия рекомендовала вынести его на общественные слушания для того, чтобы окончательно включить будущую масштабную стройку в планы города.
Проект города-спутника «Южный» представлял заместитель генерального директора РИПЦ Генплана Юрий Бакей. Он рассказал, что новый район будет абсолютно самодостаточным – для будущих жителей предусмотрены рабочие места, к территории планируется подвести дороги. Вопрос с инженерным обеспечением тоже вполне решаем. Инвестор позаботился и о социальной составляющей – в «Южном» будет построено 37 детских садов, 21 школа и даже больничный комплекс на 1800 мест.
Будущий город-сад на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области чудесным образом оказался соответствующим основным направлениям развития города. Первая очередь строительства развернется на территории площадью 290 га, которая обеспечена действующими инженерными сетями. Так, 8 тысяч кубометров воды предоставит Невский водовод, а очистные сооружения все равно будут строиться в технозоне Верево. В дальнейшем же, в рамках развития инфраструктуры Пушкинского района, появятся новые водопроводные и канализационные сети, а заодно решатся и проблемы газоснабжения «Южного» и построятся дополнительные электроподстанции – их нужно три, а имеется только одна.
Ситуация с транспортом сложнее, но тоже не намного. Во-первых, существует Киевское шоссе. Во-вторых, поскольку проект рассчитан на два региона сразу (в Ленинградской области инвестору принадлежит еще 1500 га земли), то и решать проблему доступности будут совместными усилиями. Как выяснилось во время заседания комиссии, на последнем Координационном совете по взаимодействию СПб и ЛО уже была предварительно одобрена схема трассировки второго транспортного кольца. Рассматривается и вопрос создания в «Южном» новой железнодорожной станции.
Правда, с организацией рабочих мест инвестору не повезло. Планировалось, что по соседству разместит свои мощности концерн Fiat, который в начале года объявил о намерениях по строительству в России совместного со Сбербанком предприятия - по условиям сделки 20% завода будут принадлежать российскому банку, а 80% — итальянскому Fiat-Chrysler. Однако уже в октябре вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Вязалов предположил, что Fiat отложит строительство собственного завода в регионе на несколько лет. По словам чиновника, представители концерна не дали на согласование инвестиционный план и вообще не выходили на связь с администрацией города более трех месяцев.
Но, как пояснил Бакей, сейчас инвестор ведет переговоры с рядом предприятий, в том числе и с теми, которых ему рекомендовали городские власти, об их переходе в промзону Верево. К тому же пока Fiat не объявил об отказе от намерений построить свое производство в Санкт-Петербурге, а значит, надежда на эти рабочие места тоже сохраняется.
Членов комиссии заинтересовал вопрос санитарно-защитной зоны аэропорта. Но выяснилось, что Пулково находится далеко и его расширение «Южный» никак не затрагивает. Проблема оказалась в другом – на Старогатчинском шоссе находится еще один аэродром, принадлежащий Министерству обороны, и вот его защитная зона попадает на территорию планируемой застройки. «Этот вопрос придется решать, - пояснил Бакей. – Либо корректировать границы полосы защиты, либо учитывать при застройке».
Начальник Управления градостроительных обоснований развития города КГА Виктор Полищук поинтересовался, известно ли кому-нибудь о том, что аэродром в Пушкине – военный и с советских времен предназначался как резервный в случае военного положения. «Вы знаете, какая там техника хранится? – обратился он к присутствующим и мрачно добавил: - Мне кажется, что нам зададут вопросы, на которые мы не будем готовы ответить».
«Знаю», - не менее мрачно ответил Бакей. После чего объяснил, что аэродром состоял в приватизационном плане Министерства обороны, но позднее по каким-то причинам процесс его продажи остановили. Тем не менее по Генплану эта территория относится к землям сельхозназначения.
Надо заметить, что на предстоящих общественных слушаниях представителям городских властей и инвестору придется отвечать не только на вопрос об аэродроме. Незадолго до заседания комиссии по Генплану в ЗакСе вопрос строительства «Южного» обсуждала комиссия по городскому хозяйству, у которой появились данные о том, что на территории будущей стройки находятся воинские захоронения (в чем, в общем-то, нет ничего удивительного). «Это означает, - пояснил «Фонтанке» зампредседателя комиссии депутат Борис Вишневский, – что инвестору вначале придется проводить масштабные изыскания. А если данные о захоронениях подтвердятся, то строить на этом месте ничего будет нельзя – только создавать зеленые зоны».
Но этот неприятный момент обсуждать не стали, и проект город «Южный» получил «благословение» на общественные слушания. Если его одобрят жители Пушкинского района, то в Генплан будут внесены соответствующие изменения – о строительстве 4,3 миллиона квадратных метров площадей, рассчитанных на проживание 130 тысяч человек. Реализация этого проекта должна завершиться к 2028 году.
Напомним, 25 июля компания «Старт-Девелопмент» подписала в Смольном инвестиционное соглашение о начале реализации проекта города-спутника «Южный». Территория будущего «спутника» ограничена Киевским шоссе, проектируемой объездной дорогой вокруг Пушкинского аэродрома, Гатчинским шоссе, а также границей Петербурга и Ленобласти. Земли находятся в собственности у инвестора.
На территории площадью 2476 га девелоперу разрешили возводить дома высотой до 30 метров с отдельными доминантами до 40 метров (в центре квартала), застройка же внешнего «пояса» ограничена 15 метрами. Первая очередь предполагает освоение 290 га земли – на них планируется возвести к 2021 году жилье для 29 тысяч человек.
Стоит отметить, что из-за проблем с созданием инфраструктуры проект едва не оказался под угрозой срыва. Вязалов усомнился в необходимости денежного участия в проекте. Вице-губернатор попросил подчиненных пересмотреть планы по многомиллионным инвестициям в строительство подстанций, необходимых для стройки в Пушкине.
Однако «Южному» повезло. Этот проект единственный на Северо-Западе попал в перечень федеральных концепций. И городская власть дала на него добро, хотя и попыталась немного подкорректировать планы инвестора. По условиям соглашения «Старт-девелопмент» принял на себя обязательства по строительству инженерной инфраструктуры, а также улиц и дорог местного значения. Город же, в свою очередь, должен отвечать за создание магистральных трасс, развитие транспортной инфраструктуры, а также строительство школ, детских садов, учреждений здравоохранения и культуры.
Справка:
Компания «Старт Девелопмент» считается близкой к совладельцу лесопромышленной группы «Илим» Захару Смушкину. В пакете жилых проектов структуры помимо «Южного» - коттеджные комплексы «Золотые ключи» и «Большой Пушкин».
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"