На Новочеркасском проспекте установлен памятник. Редакция «Фонтанки», на которую это произведение искусства произвело неизгладимое впечатление, заинтересовалась историей его появления. Выяснилось, что скульптура символизирует совсем не облако или какой-либо иной предмет, а... историю России. Эта работа заняла второе место по итогам симпозиума городской скульптуры, который стоил городскому бюджету больше миллиона рублей.
На Новочеркасском проспекте установлен памятник облаку. Редакция «Фонтанки», на которую это произведение искусства произвело неизгладимое впечатление, заинтересовалась историей его появления. Смотрите фоторепортаж "Фонтанки".
Скульптура, названная на сайте комитета по градостроительству и архитектуре «Облаком», на самом деле символизирует историю России, сообщил «Фонтанке» автор этого художественного произведения Александр Еремин. «Вы видите: здесь изображен маленький домик, в нем живут люди, - пояснил он. - Над ними проходят грозовые облака. Штормы — вот деревья гнутся от ветра, а они живут, несмотря на все грозы и ливни. Это — символ нашей страны, которая живет, несмотря на все испытания».
Этот памятник был выполнен и установлен на пересечении Новочеркасского проспекта и Республиканской улицы за счет средств, выделенных из городского бюджета на развитие городской скульптуры Петербурга. Работа заняла первое место по итогам симпозиума 2012 года, проходившего под знаком «Год России». Победителя определяло строгое жюри, в которое вошли главный архитектор города Юрий Митюрев, начальник управления ландшафтной архитектуры КГА Лариса Канунникова, ректор Академии художеств Альберт Чаркин, почетный председатель петербургского отделения Союза архитекторов Владимир Попов, председатель секции скульптуры петербургского Союза художников России Евгений Ротанов и другие уважаемые люди.
Симпозиум проходил с апреля 2012 года. По его итогам члены жюри выбрали пять лучших работ, которые должны быть установлены на улицах Петербурга. Кроме «облака» (оно же «История России») Александра Еремина, в финал вышли «Состояние движения» Бориса Бахарева, «Преломление пространства» Виталия Вотского, «Русский авангард» Павла Тихомирова и «Петербургский ангел» Романа Шустрова.
Две работы уже установлены — наш город украсил и «Петербургский ангел», поселившийся в Измайловском саду. Остальным еще предстоит осчастливить своим появлением жителей улицы Савушкина («Преломление пространства») и Московского проспекта («Русский авангард»). «Состояние движения» планируется установить на Приморском проспекте — для вечно стоящей в пробках магистрали эта работа более чем актуальна.
Скульптуры обошлись городскому бюджету в относительно скромную сумму на фоне многих городских проектов — чтобы их изготовить и установить, потребовалось потратить около 1 миллиона 180 тысяч рублей. Судя по конкурсам, размещенным на портале Госзаказа, расходные материалы стоили 272 тысячи 329 рублей 93 копейки, скульптурный гранит для выполнения работ — 206 тысяч 426 рублей, металлические изделия и бронза — 169 тысяч 310 рублей 96 копеек. Кроме того, 85 тысяч рублей пришлось заплатить за оказание услуг по размещению информации о конкурсе, 120 тысяч рублей — за транспортировку готовых работ. Установка памятников потянула на 207 тысяч 013 рублей и 81 копейку. Затем территорию требуется заново благоустроить, и эти работы оцениваются еще на сумму в 119 тысяч 689 рублей 68 копеек.
Интересно, что о своем выборе члены жюри рассказывать не хотят. В КГА "Фонтанке" категорически отказываются давать какие-либо комментарии по прошедшему конкурсу. Правда, на условиях анонимности источники в комитете сообщают, что выбор определял ректор Академии художеств. В свою очередь, Альберт Чаркин эту версию решительно опровергает. «Я практически не имел отношения к подведению итогов, поэтому не вправе судить о работах», - заявил он корреспонденту «Фонтанки».
Немногим более разговорчивым оказался Владимир Попов. «Очень трудно оценивать произведения искусства, - заявил он. - И тем более, объяснять мотивы своего выбора...». «К тому же я не помню, какая работа заняла какое именно место, - добавил почетный президент Союза архитекторов Петербурга. - Поэтому от комментариев воздержусь». Отказался он ответить и на вопрос, чья работа вызвала у него наибольшую симпатию.
Один из самых известных петербургских скульпторов, член секции художественного Совета КГА, Ян Нейман в состав жюри не вошел, а с работами оказался знаком лишь по фотографиям. «Судя по тому, что я видел, могу сказать только одно, - ответил он корреспонденту «Фонтанки». - Скульптура - дама серьезная и шуток не терпит. А поскольку сказать в свою защиту она ничего не может, то и получается - что показано, то и доказано». «Хотя, может быть, это мы другого поколения, - грустно добавил автор недавно установленного памятника Багратиону. - А нам на смену приходят молодые и, может быть, им понятен именно такой язык...».
Нейман добавил, что ему кажется неверным сам посыл прошедшего симпозиума городской скульптуры. «В городе столько всего серьезного не сделано», - посетовал он. «До сих пор нет памятника Чайковскому. Адмиралу Нахимову, героям Первой мировой войны, о которых мы все незаслуженно забыли, но на них нет средств. А на эти забавы, которые заведомо подвержены вандализму, они почему-то находятся. Мне это странно... Очевидно, что ясной и четкой программы развития городской скульптуры в Петербурге не существует», - мрачно подвел итоги мастер.