Давно их не было. Состоялись выборы в семидесяти семи регионах страны - 14 октября, в пресловутый позднемедведевский единый день, который, как уверяли, не наступит. Выбирались все: кто хотел и нет. За исключением тех самых - образованных, кто их и требовал еще с декабря прошлого болотистого года. В этом есть химия жизни и протеста.
Одиноким и гордым утесом выделялись лесные Химки с шумной Евгенией Чириковой. Можно лишь посочувствовать милой девушке, оставшейся в оппозиционном одиночестве. Порой в таком состоянии и рождаются лидеры.
Теперь она легитимизирована как серьезный политик, так как выборы и есть главный механизм легитимности в демократической среде.
Ее 21 химкинский процент - это значительно больше, чем ожидали пессимисты. Лично мне Чирикова не нравится, но то, что она пошла в реальную институциализацию, заслуживает уважения и внимания.
Вся остальная мощная оппозиция, в целом, этот электоральный цикл пропустила и не выдвинула единых кандидатов. Даже Чирикова единым кандидатом не была.
Самое парадоксальное то, что оппозиция начала шуметь о нереальности выборов именно тогда, когда эти самые выборы и появились, чем серьезно сократила явку именно своих сторонников. Теперь говорится о том, что из-за низкой явки, якобы, стали возможны масштабные фальсификации. Благодарить надо себя.
Как только перед оппозицией встала реальная перспектива борьбы за власть, тут она и (не подобрать другого политического термина) слилась окончательно.
Выяснилось, что когда реальной политической борьбы нет, оппозицию устраивает больше. Ведь можно все списать на коварного Путина, который чего-то там не дает, и дальше лежать себе на боку до бесконечности, поругивая его с разной степенью экспрессии.
Так что вторым результатом выборного дня стал вопрос о смене оппозиции. Как системной, так и внесистемной.
Системная нуждается в ротации вождей, большинству из которых перевалило за шестьдесят и которые мозгами еще в прошлом столетии. Так называемым "внесистемщикам" лучше не заниматься виртуальными выборами ничего не решающих и никого не представляющих органов, а превратиться в "системщиков". Пути у них два: это или перехват управления в старых партиях, или, что реально, посредством создания новых. Возможности для этого сегодня практически неограниченны.
Увидим мы все это достаточно скоро - уже весной 2013-го, когда начнется второй электоральный цикл. Если же и этот период не будет использован, то жаловаться им больше будет не на кого, надо будет прекратить обзываться дурацкими прозвищами, признать, что их все устраивает, и войти в Общероссийский народный фронт.
Потом, уже без них, появится нормальная оппозиция и совершенно новые люди. Они возникнут, откуда – неважно. Свято место пусто не бывает.
Такая вот химия оппозиции.
P.S. Химия – это наука о веществах и их превращениях или, как вариант, наука о химических элементах и их соединениях.
Константин Добрынин, член Совета Федераций от Архангельской области