Магазин «Народный» закрыли на 2 месяца. И пообещали, что, если он завтра откроется, хозяев ждет уголовное преследование за неисполнение судебных решений. Полторы сотни покупателей и работники супермаркета традиционно не одобрили законных действий представителей власти. Перед входом в «Народный» собрался стихийный митинг. Была предпринята и робкая попытка заблокировать движение на проспекте Косыгина. За этим наблюдали корреспонденты "Фонтанки".
Противостояние магазина «Народный» и правоохранительных органов, длившееся много месяцев, закончилось победой последних. Судебные приставы сегодня закрыли и опечатали продуктовый супермаркет. Правда, не навсегда, а только на два месяца. Красногвардейский районный суд 9 октября вынес решение о приостановлении деятельности торговой точки из-за плохого качества питьевой воды, которая льется из кранов в магазине, что является угрозой для здоровья людей. Как ни странно, но в соседних домах вода оказалась, согласно замерам Роспотребнадзора проб, взятых в присутствии "Водоканала", - нормальная. А вот в супермаркете, судя по всему, кран открывают редко - содержание железа превышено, причем именно в трубах магазина.
Порядка 100 - 150 покупателей и работники супермаркета традиционно не одобрили законных действий представителей власти. Первые устроили сегодня перед входом в «Народный» стихийный митинг и даже предприняли слабую попытку в знак протеста заблокировать автомобильное движение на проспекте Косыгина. Вторые собирали в торговом зале подписи «в поддержку магазина».
ЗАО «Ладожское», собственник «Народного», должно было еще вчера закрыть супермаркет. Несмотря на судебное решение, магазин сегодня начал принимать покупателей, стягивающихся к нему со всех концов города, в 8.00. Однако уже после полудня стало известно, что торговую точку посетят судебные приставы, чтобы донести до руководства, что они поступают неправильно.
Задолго до прибытия приставов «Народный» окружила полиция. Подступы к зданию охранял автозак с ОМОНом, порядка десяти полицейских машин и с полсотни стражей порядка. Спецтехника даже перекрыла боковой проезд с проспекта Косыгина, напротив которого расположен супермаркет. Подполковник, руководивший действиями сотрудников правоохранительных органов, заметил, что «они здесь для охраны общественного порядка, на случай народных волнений».
Эти самые волнения не заставили себя ждать. Завидев людей в погонах, три-четыре десятка людей преимущественно преклонного возраста сначала вполголоса, а после уже не сдерживая себя, стали сетовать на то, что «если магазин закроют, то это будет геноцид русского народа». Число желающих выразить недовольство постоянно росло, достигнув к 17 часам порядка двух сотен.
«Я три года сюда из Шушар езжу! - громче всех с переходом на визг кричала одна из покупательниц. – Здесь картошка 2 рубля стоит, а у моего дома 8». За ее спиной стали раздаваться примеры того, что «здесь сахар 17 рублей, а везде 30 - 40 рублей». Килограмм капусты здесь стоит также 2 рубля, поэтому одна из митингующих за ней сюда приехала из Московского района.
«Я против закрытия. Если надо - грудью встану, - бросила местная жительница Галина Афанасьевна. – Нет здесь никакой тухлятины. Везде продают просроченные продукты. Пусть в другие магазины идут и проверки устраивают. Это все происки конкурентов — олигархов».
Татьяна Борисовна сообщила, что «никто отсюда не травится, никто не умер и все отсюда питаются». «Если наши власти не могут создать подобный магазин с такими ценами, то пусть его оставят в покое, - продолжила она. – Где нам еще покупать, с нашими-то пенсиями».
«Давно пора закрыть этот гадючник, - внесла сумятицу в общий хор защитников Светлана Алексеевна. – Здесь дешево, да все плохое. Только овощи беру. Да и то сортирую от гнилья. Закроют, хоть не будет повода сюда ходить».
Полицейские внимательно слушали, что говорят, но в происходящее не вмешивались.
Одни из охранников магазина, который красовался у входа в фирменной куртке, посмотрев на бабушек, а после на полицейских, удалился в магазин и вышел оттуда через несколько минут уже в гражданском. В минутной беседе с корреспондентом «Фонтанки» он заметил, что «понятия не имеет, почему так много полиции». «В первый раз слышу, что нас закрыли, - бросил он. – Вчера нам сказали, чтобы пришли на работу. И вообще, не задавайте мне провокационных вопросов. Пройдите к полиции».
Тем временем внутри «Народного» шла бойкая торговля. В каждую из двух десятков касс были очереди. Люди затаривались овощами, мясом, крупами. Одна из продавщиц, бегая по магазину, заметила: «На всю жизнь не напасетесь!»
В начале третьего дня к магазину подошли приставы. В окружении стражей порядка они вошли внутрь здания. Однако охрана супермаркета не дала журналистам пройти за ними. Они пресекали любые попытки представителей СМИ зайти в магазин с боковых входов. Тех, кто все-таки просачивался, выпроваживали. Корреспонденту «Фонтанки» удалось походить внутри не больше трех минут.
Единственное, что удалось заметить, - в торговом зале полиции не было, покупатели спокойно ходили между рядами с продуктами. Рядом несколько женщин просили всех поставить свою подпись «в защиту магазина». При попытке сфотографировать сбор подписей охранники попросили покинуть помещение «по-хорошему», но добавив: «...если будешь сопротивляться, то по-плохому».
Елена Ленчицкая, официальный представитель управления Федеральной службы судебных приставов по Петербургу, выйдя к томившимся в информационной блокаде журналистам, сказала, что приставы работают с собственниками «Народного». Они вручают им документы о закрытии магазина. При этом, как заметила Ленчицкая, покупателям дают возможность сделать покупки, но новых не впускают. Когда последний посетитель покинет помещение, двери закроют. После попросят то же самое сделать арендаторов в «Народном» и собственника. Затем все входы опечатают.
Граждане, заметив официального представителя службы судебных приставов, бросились к ней и стали кричать, чтобы им «выдали того, кто закрыл магазин». «Дайте нам эту судью. Имя ее назовите. Я ее пропесочу в Интернете! - кричала дама под зонтиком. – Не я сама. У меня есть люди, которые это сделают».
Выходившие из магазина с покупками не спешили идти по домам. Они присоединялись к митингующим. Примерно к 16.00, когда вышел последний покупатель, магазин закрылся. Когда градус недовольства собравшихся достиг предела, решили перекрыть в знак протеста проспект Косыгина. С десяток самых активных даже вышли на проезжую часть, но, увидев, что большинство за ними не следует, запрыгнули обратно на тротуар.
Полиция в происходящее предпочла не вмешиваться. Правда, к протестующим подошел сотрудник ГИБДД и попросил больше не переходить к крайним мерам.
Судебные приставы пообещали, что работать в магазине будут сегодня еще долго, но у магазина продолжают (на момент публикации) оставаться полторы сотни горожан. Правда, как можно заметить, большинство — уже не пенсионеры. В толпе раздаются призывы остаться на ночь — дежурить. Цель этого неясна, ведь собственников, как заверили собравшихся приставы, уже предупредили: если магазин завтра снова откроется, несмотря на запрет, то они будут фигурировать в уголовном деле о неисполнении решения суда.
Денис Аксенов, «Фонтанка.ру»