Обязательства, взятые резидентами созданной семь лет назад инновационной Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Санкт-Петербурге, выполнены только на 4-7 процентов. Об этом сообщается в отчете, представленном Министерством экономического развития РФ.
ОЭЗ «Санкт-Петербург» включает два участка (кластера) – «Нойдорф» в Стрельне и «Новоорловская» в Приморском районе. Приоритетными направлениями деятельности ее резидентов, которыми уже стали 33 компании, заявлены информационные технологии и телекоммуникации, энергоэффективность, точное приборостроение, фармацевтика и медицинские технологии. Федеральный и региональный бюджеты финансируют создание инфраструктуры ОЭЗ, а также предоставляют ее резидентам льготный налоговый и таможенный режим, пониженные арендные ставки на землю, государственные гарантии и т.д. Для особого статуса компании должны представить соответствующие бизнес-планы, включающие обязательства по созданию новых рабочих мест и инвестициям.
Согласно отчету экономического ведомства, созданная в Северной столице зона оказалась аутсайдером среди всех работающих в России технико-внедренческих (инновационных) ОЭЗ. Так, вместо почти 4 тысяч рабочих мест, которые обещали создать ее резиденты, на отчетную дату функционирует только 310 (меньше 8 процентов), а из 13,6 млрд рублей инвестиций фактически вложено всего 535 млн (4,2 процента). За все годы зарегистрированные в ОЭЗ компании заплатили 163 млн рублей налогов, тогда как бюджетные ассигнования на развитие инфраструктуры достигли 6 млрд рублей.
В петербургском филиале ОАО «Особые экономические зоны» не разделяют скептических оценок Минэкономразвития РФ: «Мы можем сказать – проект ОЭЗ в Санкт-Петербурге состоялся: мы набрали хорошую динамику развития. Нам уже сейчас не хватает земли для размещения инвесторов», – еще в апреле заявил руководитель филиала Олег Мельников. В 2012 году, по его словам, резиденты должны вложить в инфраструктуру ОЭЗ не менее 1,5 млрд рублей. «Также будет продолжена работа с инвесторами, не выполняющими условия соглашений», – констатировал он (отчасти именно расторжением двенадцати договоров с бывшими резидентами можно объяснить проблемы в развитии петербургской зоны: на долю выбывших компаний, по данным Минэкономразвития, приходилось почти 25 млрд рублей инвестиций, которые так и не были получены).
Кроме того, как отметили в ОАО - "ОЭЗ действуют на длинных дистанциях, что может создавать иллюзию дефицита динамики развития". "Не случайно, наверное, закон определяет срок действия ОЭЗ в 49 лет, а не 7-8 лет окупаемости чисто бизнесового проекта. Как показывает мировая практика, все ОЭЗ без исключения обладают «инкубационным периодом» – от 10 лет. В течение этого времени создается «критическая масса»: подготовленные площадки со специальной инфраструктурой – промышленной либо инновационной. Реальный экономический эффект ОЭЗ, ощутимый в масштабах страны, становится заметен через 10-15 лет", - заявили в ОАО.
В других инновационных ОЭЗ ситуация более позитивная, но не намного. Так, планы по созданию рабочих мест в московской зоне (расположена в Зеленограде) реализованы на 51 процент. Суммарные бюджетные вложения в инфраструктуру 25 работающих в России ОЭЗ превысили 70 млрд рублей, еще 4 млрд ее резиденты получили в качестве фискальных преференций, тогда как общий объем налогов, уплаченных ими в казну, составил всего 5,2 млрд рублей.