Новый терминал Пулково, который планируется ввести в строй в конце 2013 года, может остаться без элементарного транспортного обеспечения. Как стало известно «Фонтанке», Смольный до их пор не подготовил проект подключения терминала к Пулковскому шоссе, на основании которого в бюджете на следующий год должны быть зарезервированы деньги. Напомним, что ранее город отказался от идеи протянуть в аэропорт ветку скоростного трамвая, а проект «Аэроэкспресса» до Балтийского вокзала повис в воздухе.
Обязанность города по подключению нового здания терминала Пулково к Пулковскому шоссе прописана в соглашении между Смольным и консорциумом «Воздушные Ворота Северной Столицы», который в настоящее время управляет петербургским аэропортом. Согласно договору, концессионеры (ВТБ, немецкий Fraport и греческая Copelouzos Group) должны возвести сам терминал и эстакаду, по которой транспорт будет подъезжать к зоне вылета. А город продлит до нее существующую дорогу и благоустроит окружающую территорию.
Для этих целей в конце апреля комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявил конкурс на создание предварительного проекта данного объекта (http://www.fontanka.ru/2012/04/25/112/); стоимость работ была оценена в 1 млн рублей. (Нужно пояснить, что предпроект – это первый, начальный этап создания любой развязки; на основе полученных данных уже объявляется конкурс на создание полноценного проекта, который проходит согласование в экспертизе и служит основанием для объявления тендера на непосредственное строительство.)
Итоги конкурса были подведены только в начале июля. Как стало известно «Фонтанке», возможность разработать эскиз подъезда к новому терминалу Пулково не заинтересовала ни одного подрядчика, и он был признан несостоявшимся. В любой другой ситуации ничего страшного в этом не было бы – достаточно объявить тендер еще раз в надежде, что со второй попытки исполнитель будет найден. Однако в случае с Пулково срыв конкурса поставил под угрозу исполнение Смольным своих обязательств перед «Воздушными Воротами Северной Столицы».
Дело в том, что новое здание терминала планируется построить к осени 2013 года, что, судя по тем темпам, с которыми работают подрядчики, вполне выполнимо (http://www.fontanka.ru/2012/06/25/116). Это означает, что к этому времени должен быть готов и подъезд к эстакаде. Естественно, что для его строительства в бюджете на 2013 год необходимо предусмотреть деньги. И вот тут наступает самый интересный момент.
Основанием для резервирования бюджетных средств является наличие полноценного проекта, прошедшего государственную экспертизу. Несмотря на то что подключение Пулково – простой и элементарный объект, его проектирование в лучшем случае будет длиться полгода, даже если геодезисты и инженеры будут работать 24 часа в сутки. Судите сами: по закону на конкурсные процедуры отводится минимум месяц. Еще 1 - 2 месяца уйдут на подготовку пакета документов, а затем еще 3 - 4 – на согласование. А бюджет обычно рассматривается и принимается ЗакСом уже осенью.
При этом подчеркнем: речь идет о полноценном проекте, в то время как у КРТИ не готов еще даже предпроект. Впрочем, по закону эта стадия не является обязательной – его делают в том случае, если еще не ясно, будет ли строиться объект, или же еще непонятны даже примерные его характеристики. И, судя по всему, в комитете действительно решили обойти этот этап: в ответе на запрос «Фонтанке» сообщили, что в сентябре объявят конкурс на выполнение полного проекта. Правда, непонятно, зачем тогда было терять несколько месяцев и ждать, пока кто-нибудь соблазнится на 1 млн рублей, которые были выделены на предпроект.
Таким образом, в лучшем случае вся документация будет готова и согласована лишь к февралю - марту 2013 года, когда бюджет уже будет давно принят и начнет исполняться. До завершения работ над проектом комитет финансов вряд ли согласится резервировать средства. Например, в 2011 году комитет по транспорту просил выделить в 2012 году деньги на строительство шестой, Калининско-Красносельской линии метро. Однако ведомству отказали. Как потом объяснял это решение глава комитета финансов Эдуард Батанов, деньги направляются только в случае наличия готовой документации, которой тогда еще не было.
В лучшем случае КРТИ может успеть подготовить проект под весенние поправки к бюджету, а потом оперативно провести конкурс и построить дорогу. Однако любая пробуксовка работ – например, при согласовании в придирчивой Главгосэкспертизе – приведет к тому, что пассажиры будут оставлять машины в двухстах метрах от нового терминала и с чемоданами идти к нему по грязи.
При этом альтернативного способа добраться до новенького аэропорта не будет: после прихода в Смольный Георгия Полтавченко было принято решение отказаться от идеи строительства линии легкорельсового трамвая в Пулково. Что касается «Аэроэкспресса» – скоростной электрички до Балтийского вокзала, – то РЖД и Смольный никак не могут договориться о схеме финансирования проекта: железные дороги хотели бы, чтобы часть средств вложил город, в то время как правительство пока не видит возможности бюджетного участия.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"