Смольный вышел на финишную стадию формирования новой структуры комитетов. На прошлой неделе были опубликованы первые постановления о новых ведомствах, которые губернатор города Георгий Полтавченко успел подписать перед собственным отпуском. За месяц его отсутствия чиновники должны сформулировать наполнение еще шести документов, самые главные из которых касаются переформирования КЭРППиТ и формирования 4 новых ведомств. «Фонтанка» узнала о некоторых подробностях, связанных с созданием Смольного-2013.
С 1 января будущего года, как это было объявлено еще в июле, КЭРППиТ будет разделен, и появятся 4 самостоятельных комитета: комитет по промышленной политике и инновациям, комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, комитет по экономической политике и стратегическому планированию, комитет государственного заказа.
Главным из них будет комитет по экономической политике и стратегическому планированию. Он призван стать «головой и идеологией» социально-экономического развития Петербурга. Свою численность при этом потеряет: если в КЭРППиТ работают 239 чиновников, то при трансформации комитет утратит больше половины сотрудников. В предложениях по штатной численности значится цифра «106». Видимо, часть работников ждут либо сокращения, либо переводы целых отделов во вновь созданные структуры. Само ведомство будет призвано заниматься лишь анализом, прогнозированием, формированием единой экономической, инновационной и инвестиционной политики, другими словами, «расширять, углублять и способствовать». В ведении этого комитета будет подведомственное СПбГБУ «Центр мониторинга и экспертизы цен». Функционал нового комитета еще обсуждается. Если вопросы, связанные с формированием и представлением во все инстанции долгосрочных программ, не являются предметом спора, то обязанности по формированию перечня объектов капитального строительства, утверждение нормативов по сметной стоимости строительства и реконструкции объектов, заключения о выполнении обязательств инвесторов по строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры — пока не распределены.
Второй интересный комитет – по государственному заказу. Предполагается, что он отберет у главных распорядителей функции по размещению особо крупных закупок. Тогда комитет будет мониторить общегородские закупки и выступать стратегическим заказчиком от имени города по особо крупным контрактам. Суммы «от» еще не определены. В Смольном говорят о планке в 100 - 200 миллионов, так как если пропускать через него все городские процедуры, то 29 сотрудников до пенсии не доживут. Такая же ситуация будет, если комитет возьмет на себя размещение заказов от 10 - 20 миллионов рублей. Сам комитет один в один совпадает по штатной численности с нынешним комитетом финансового контроля, который упраздняется с нового года. И сидеть они будут на Суворовском проспекте – там же, где сегодня располагается КФК. Однако функционал его будет совершенно иным. Основная функция – аккумулирование информации о госзакупках в Петербурге. Видимо, для этого от нынешнего КЭРППиТ в ведение комитета перейдет ГУП «Информационно-методический центр». Еще комитет должен будет осуществлять анализ эффективности проведения и мониторинг процедур размещения закупок. При этом кто-то должен согласовывать заключение контрактов у единственного поставщика. Этот вопрос обсуждается, возможно, эта функция появится в комитете экономической политики и стратегического планирования.
До сих пор не решено, кому отойдут ревизорские функции нынешнего КФК. Предполагается, что в комитет по госзаказу для последующего контроля за исполнением контрактов помещать его не очень логично. В Смольном обсуждалась возможность его определения либо в новый комитет экономического развития, либо в инспекторский комитет по работе с органами власти и МСУ. Еще один вариант – включение его в комитет финансов, в котором уже есть контрольно-ревизионное управление. Но пока этот вопрос остается вообще подвисшим. Видимо, новому Смольному не требуется проверять: не делаются ли одни и те же проверки повторно, выполняются ли работы подрядчиком в полном объеме, соответствует ли заказанное качество работ или услуг фактическому, не укладывают ли на пешеходные дорожки асфальт по цене многополосной магистрали и якобы по такой же технологии. Напомним, что ряд проверок финхоздеятельности организаций проводит КСП Петербурга. Но палата является самостоятельным органом госвласти и к Смольному не имеет никакого отношения.
Новый комитет по промышленной политике и инновациям, отпочковавшийся от КЭРППиТ, соберет под свое крыло около 70 сотрудников. Работать они будут вместе с ГУП «Продовольственный фонд» и казенным учреждением «Городское агентство по промышленным инвестициям». Такая большая организация в Петербурге помимо промышленности будет развивать агропромышленный комплекс, реализуя государственную политику в сфере сельского хозяйства. А также будет регулировать любительское и спортивное рыболовство, так сказать, «за исключением ресурсов внутренних морских вод территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ». Пока этот функционал значится в КЭРППиТ, хотя очевидно, что в Петербурге он не более чем для «галочки».
Новый комитет по инвестициям, потеряв туристическую составляющую, утратит и штаты – с 54 до 42 человек. Помимо классического ГЧП и стратегических инвестиционных проектов в его ведении будет заключение с владельцами гаражей соглашений о предоставлении им компенсаций за снос.
Предпринимательство и потребительский рынок обретет комитет в 73 штатные единицы. Ему будет подчиняться большинство подведомственных учреждений, которые сейчас находятся в ведении КЭРППиТ. Среди них Центр развития и поддержки предпринимательства, Центр контроля качества товаров, Специализированная служба по вопросам похоронного дела, ГУП «Ритуальные услуги», Баня №72, Банно-прачечный комбинат Кронштадтского района, Предприятие по оказанию банно-прачечных услуг и даже столовая Мариинского дворца. То ли комитет будет ориентирован на помывку и похороны, то ли предпринимательство будет направленно в специфический вектор - непонятно, хотя в полномочиях структуры будет указано, что он осуществляет пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности. При этом известно, что деятельность комитетов обычно обеспечивают подведомственные организации.
Интересные изменения ожидают и транспортную отрасль: весь штат комитета по транспортно-транзитной политике в 39 человек может перейти в комитет по развитию транспортной инфраструктуры или быть поделен между КРТИ и комитетом по транспорту. По крайней мере, в постановлении правительства Санкт-Петербурга «О предельной численности должностей государственной службы…» численность комитета по развитию транспортной инфраструктуры может увеличиться до 122 человек. Будет заниматься проектированием, ремонтом и строительством дорог, делать пешеходные переходы, устанавливать дорожные знаки и светофоры, тоже разбираться с владельцами гаражей, согласовывать строительство железных дорог не общего пользования, а также аэродромов, аэропортов и других объектов системы воздушного движения. Комитет будет открывать и закрывать водные пути Петербурга и обеспечивать безопасность судоходства. Организовывать стоянки для грузового транспорта, а также оказание специализированной скорой медицинской помощи, создавая посадочные площадки для вертолетов. После этого говорить о таком функционале, как «эвакуация подснежников», кажется даже неприличным. Единственное, что можно было бы добавить, что именно этот комитет будет разрешать петербуржцам летать на вертолетах, прыгать с парашютом и запускать аэростаты.
Ожидается, что новации будут подписаны уже к концу сентября, если споры об их наполнении и, главное, об определении, кто же их возглавит, не затянутся до конца года.
Архип Андреев, для «Фонтанки.ру»