Финляндия, страна высокого качества и неутомимого следования правилам, иногда этими своими особенностями создает огромные сложности в авральной ситуации.
Именно с этим столкнулся ваш покорный слуга, когда, приехав на отдых с друзьями, из-за неожиданной поломки под городком Савонлинна был вынужден искать в Финляндии тормозные колодки.
Магазины в Суоми начинают работать рано, но так же рано и закрываются - в 16.00. По воскресеньям магазины, естественно, закрыты.
Нашу задачу усложняло и то, что «Тойота» была старая и детали отличались от современных моделей. Один из нас в совершенстве владел английским языком, другой - автомобильной тематикой, а также внушительным набором инструментов. К чести финнов, английский язык они уважают и почти поголовно знают на разговорном уровне.
Поиски начали с официального дилера «Тойоты». Там радостно сказали, что детали есть под заказ, и назвали срок ожидания, примерно совпадающий с окончанием летнего сезона.
В следующем магазинчике большой и добрый финн сказал протяжно «yeeeees» и неторопливо вытащил комплект колодок, а затем стал их с достоинством упаковывать. Хозяйка машины отправилась за деньгами, но тут лицо финна вытянулось. «Сори, - сказал он, - это не от «Короллы», а от «Авенсиса». Это был нокаут.
Что можно сделать еще? Вызвать эвакуатор из Выборга. Выборгские парни уверяли нас, что проблем на границе не будет, а свои услуги оценили в 600 евро.
Можно вызвать экстренную финскую службу, которая как бы «может все». Однако экстренные сервисные услуги в Финляндии превышают отечественные расценки в несколько раз. Бывалый автомобилист рассказал про неожиданную поломку сигнализации в стране Суоми. Приехавшие финны взяли за диагностику и ремонт электроники около 1000 евро. Такие расценки для них типичны – просто вызов стоит от 100 евро, а, например, «прикурить» обойдется в 150 - 200 евро.
Финские специалисты очень не любят внеплановый ремонт, они не ищут выхода из нестандартных ситуаций. Действительно, в авральной ситуации русский мастер-умелец придумает выход, поставит шайбочку, прикрутит гаечку, сделает быстро и эффективно, но то, что не предусмотрено технологией производителя. У финнов все по регламенту, и никакой самодеятельности. Такой подход оправдывает себя при плановом ремонте. Неудивительно, что русские нередко техосмотр проходят в Финляндии, так как стоимость примерно одинаковая, а качество выше. Можно быть уверенным, что все жидкости будут действительно поменены, а деталь никто не свинтит.
В нашем случае мы решили проблему так: к ночи из Петербурга по экстренному вызову приехал добрый папа владелицы "Тойоты" вместе с колодками. Мы сняли для родителя отдельный коттедж на ночь за сущие копейки, всего за 50 евро. Все окончилось хорошо. Но если ломаться, то только у нас.