Малому бизнесу предлагается поучаствовать в конкурсе на отливку колоколов для Исаакиевского собора. Речь идет о двух колоколах общим весом более 8,6 тонны. Сделают их на сэкономленные деньги от конкурсов на изготовление еще 9 «голосов». В музее надеются, что собор зазвучит уже к Рождеству.
По данным сайта госзакупок, стоимость контракта 7 миллионов 179 тысяч 500 рублей. Изготовить требуется два колокола весом в 320 пудов и в 206 пудов — 5250 килограммов и 3400 килограммов соответственно. Судя по техзаданию, они должны повторять старые русские колокола XIX века по звучанию, однако проверить их требуется не только по старинке (на слух), но и при помощи современных спектральных анализаторов. Больший из колоколов требуется настроить не выше чем на фа-диез малой октавы.
В остальном все по классике: состав металла — сплав меди и олова (так называемая колокольная бронза). Языки же предлагается сделать из низкоуглеродистой стали. В соответствии с документацией, при изготовлении колоколов должна быть использована традиционная технология формовки и отливки, при этом «основной материал для формовки - глина, песок, квасное сусло». Лить «голоса» Исаакиевского собора необходимо без поправок - одним приемом, без трещин и спаев.
Поверхность украсят 4 иконы и две надписи. Причем текст тоже должен быть литым. Сверху он выполняется церковно-славянским шрифтом, ниже — гражданским. В медальонах на поверхности колокола расположатся лики московских святителей и митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.
Один из колоколов — полиелейный - в фотоматериалах не сохранился, так что восстанавливать его предполагается по архивным описаниям, также за основу при прорисовке абриса будет взят большой колокол по проекту Монферрана.
Изначально полиелейный колокол располагался в юго-западной колокольне, однако вернуть его туда теперь невозможно — в ней обустроен лифт. Так что колокол ждет переезд на северо-западную колокольню. Ее специально укрепляют. Возможность разместить колокол в другом месте обусловлена исторически. Изначально колоколов было двенадцать, однако, по словам директора музея «Исаакиевский собор» Николая Бурова, самый большой, весом в 30 тонн, создал аварийность северо-западной колокольни еще во времена Монферрана. Его можно отлить, но поднимать никто не станет — можно только установить на земле, как Царь-колокол в столице. Так что за счет него и освободилось место.
Заявки на конкурс от предприятий малого бизнеса принимаются до 17 сентября, поставить готовый заказ необходимо уже к 9 ноября этого года. Несмотря на то что колокола как вечный символ Петербурга тоже должны быть чем-то монументальным и прочным, гарантия производителя, которую требует заказчик, в рамках вечности весьма мала — всего 10 лет.
Столь сжатые сроки по выполнению работ объясняют просто: по словам Бурова, два средних колокола — это уже дополнительный заказ. Изначально собор заказал 9 колоколов, их в настоящий момент уже отливают в Воронеже. Чтобы воссоздать всю линейку, не хватало как раз двух — из дозаказали на сэкономленные от первого конкурса деньги, добавив помощь спонсоров.
Как надеются в музее, к Новому году колокола будут доставлены в Петербург, а к Рождеству-2013 Исаакиевский собор впервые с 1929 года обретет голос.
Кроме работ непосредственно в некогда Кафедральном соборе империи, государственный музей «Исаакиевский собор» объявил конкурс и для другого своего храма — Воскресения Христова, больше известного как Спас на Крови. В частности, для него необходимо изготовить 12 витражей для ризницы храма. Их стоимость определена в 2 381 193,98 рубля. Еще 2 363 617,96 рубля музей готов потратить на реставрацию дверей, пятников и откосов северного и западного тамбуров.
Ксения Потеева, "Фонтанка.ру"