В Уголовный кодекс предлагают вернуть понятие контрабанды, предпринимателей обязать отчитываться о понесенных убытках, а банки — отказаться от гарантий соблюдения банковской тайны. По мнению чиновников Росфинмониторинга, эти меры помогут бороться с коррупцией. Эксперты, напротив, полагают, что поправки лишь усложнят и без того непростую жизнь бизнесменов.
Несмотря на то, что поправки, инициированные Росфинмониторингом, вызвали скепсис у большинства экспертов, некоторые из предложений «финансовых чекистов» помогут законопослушным россиянам, в том числе работникам, потребителям и дольщикам, отстоять свои права. Предполагается презумировать вину руководителей и основных акционеров за банкротство компании – они будут выплачивать долги из собственного кармана. Таким образом, практике, когда недобросовестные предприниматели «кидали» одну фирму с долгами (в том числе просроченной зарплатой, обманутыми дольщиками и пр.) и за несколько тысяч рублей легко открывали новую – должен быть положен конец. Также до года (в исключительных случаях – полутора лет) сокращается предельный срок ликвидации компании.
Норма о субсидиарной ответственности так называемых контролирующих лиц появилась в российском законодательстве еще в 2009 году, но на практике применялась крайне редко. Ведь доказать вину руководителя было крайне сложно – директор всегда мог ссылаться на так называемый «предпринимательский риск», влияние кризисных явлений.
Положительными прецедентами можно считать решение о взыскании 27 млн рублей с Виктора Рудницкого – владельца одной из некогда крупнейших петербургской страховой компании «Доверие», который после ее краха попытался продолжить деятельность в другой фирме, а также 25 млн с экс-руководитель ООО «Эталон» Василия Ковиляка. При рассмотрении этих дел конкурсным управляющим удалось доказать в суде, что предприниматели намеренно уводили активы или совершали умышленный подлог. Но в десятках других случаев организаторы банкротства успешно «вышли сухими из воды», а обманутым ими кредиторам пришлось оплачивать еще и судебные расходы.
Предложенный закон вынудит таких руководителей доказывать свою невиновность, но эксперты неоднозначно оценивают инициированную Росфинмониторингом поправку. «Введение презумпции вины противоречит как духу закона, так и позиции Конституционного суда России, который неоднократно подтверждал, что предпринимательская деятельность не только подразумевает успешное налаживание бизнеса и получение прибыли, но и часто сопровождается рядом управленческих ошибок, которые могут привести к банкротству организации, – убежден руководитель корпоративной и арбитражной практики компании "Качкин и партнеры" Кирилл Саськов. – Конечно, дополнительный источник для удовлетворения нужд кредиторов – это всегда плюс, но при этом нужно четко оценивать, в каких случаях эти меры целесообразны, а в каких наоборот могут усложнить работу бизнеса и нарушить существующий баланс».
А по мнению Алексея Балашова, доцента кафедры НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, проект Росфинмониторинга оставляет «лазейку» для владельцев и управляющих компаниями, позволяя им уходить от ответственности по долгам своих бизнесов. «Они могут доказать, что действовали добросовестно и разумно и в интересах должника. В условиях отсутствия наработанных отечественной судебно-арбитражной практикой критериев разграничения разумного хозяйственного риска и виновных действий, повлекших за собой банкротство компании, данный законопроект создает дополнительную правовую неопределенность в работе бизнеса, повышая общую коррупционность правоприменения», – убежден эксперт.
Еще один предложенный Росфинмониторингом способ борьбы с фирмами-однодневками — изменение налоговой отчетности. Подразумевается, что ФНС будет делегировано право не учитывать «операции, не имеющие очевидного экономического смысла». Кроме того, может быть и фактически полностью отменено понятие банковской тайны. А возможности проверки юрлиц налоговиками планируется расширить при любом уточнении уплачиваемых налогов в сторону уменьшения.
Кроме того, предлагается законодательно обязать юрлица обосновывать получение ими любого убытка. Одновременно должен быть и расширен список лиц, обязанных отчитываться, — сюда могут входить, например, агенты. Если планы Росфинмониторинга воплотятся, то предприниматели будут обязаны ежедневно получать почтовые сообщения по адресу регистрации в ЕГРЮЛ. В противном случае все операции организации могут приостановлены. Не секрет, что зачастую фактический и юридический адреса компании настолько отличаются, что, дай бог, если они находятся в одном городе.
Однако последний метод опять-таки вызывает сомнения в эффективности. Дело в том, что приостанавливать операции можно будет только, если письмо вернулось обратно из-за отсутствия компании по адресу регистрации или уклонения ее от получения корреспонденции. По правилам почтовой связи заказные письма хранятся до месяца, некоторое время почта не возвращает и так называемые «не выясненные». Кроме того, основываясь на собственном опыте, эксперты "Фонтанки" называют действующий в городе негласный «тариф»: коробка конфет в квартал - и почтальон будет хранить любые письма или кидать их куда надо.
Разработало федеральное ведомство и меры по борьбе с так называемым отмыванием доходов. Для этого предполагается наделить банковские учреждения правом при любом подозрении отказать в ведении счета, заморозить средства на нем (исключение сделано только для платежей в бюджет), а при неполучении денег — перевести их на счет нотариуса по месту регистрации клиента. Банки, как и ФНС, будут вправе отказать клиенту в «операции, не имеющей очевидного экономического смысла». Более того, последний обязан в ряде случаев раскрывать имя своего «бенефициарного владельца».
В целях усиления надзора за движением средств большинство сделок с наличными на сумму более 600 тысяч рублей Росфинмониторинг предлагает поставить под свой контроль через банки. Также ведомство испытывает желание проверять все операции с гражданами и юрлицами стран, внесенных в список FATF (Межправительственная группа по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег). Особый интерес вызывают операции по перестрахованию на сумму выше 3 миллионов рублей и случаи страхования жизни в размере более чем на 2 миллиона рублей.
Согласно замыслу авторов, поправки ждут также Закон «Об оперативно-разыскной деятельности». Чтобы правоохранительные органы получили право через суд снимать режим банковской тайны в отношении любого счета. Сотрудники же финансового учреждения фактически будут находиться на подписке о неразглашении факта интереса следствия. Иначе вопросы появятся уже к банкирам. Вводится и дополнительная уголовная ответственность за налоговые и валютные преступления, возвращается упраздненное меньше года назад понятие контрабанды — в случае незаконного перевоза через границу денег или «внутренних и внешних ценных бумаг».
Для борьбы с перечислением средств за границу по поддельным счетам в Уголовный кодекс планируется включить новую статью — 193.1. В том случае, если это преступление достигнет особо крупных размеров (свыше 30 миллионов рублей), суд вправе будет наказать виновных лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. Для того чтобы покарать за уход от налогов в меньших суммах, устанавливается административная ответственность. Так, за непередачу бухгалтерских документов предлагается назначать штраф до 100 тысяч рублей, за непередачу ФНС данных о движении средств по зарубежным счетам — до 500 тысяч рублей. За взяточничество предлагают штрафовать, правда, сумма штрафа должна быть ограничена. Росфинмониторинг полагает, что предельный размер штрафа за взятку или коммерческий подкуп должен быть не больше 500 миллионов рублей.
За комментариям «Фонтанка» обратилась в юридическую компанию «Качкин и партнеры», специалисты которой отнеслись к начинаниям Росфинмониторинга весьма скептически. «Безусловно, принятие поправок, преследуюших благие цели, приведет к очередному усложнению жизни предпринимателей в России, - прокомментировал «Фонтанке» руководитель корпоративной и арбитражной практики Кирилл Саськов. - Поскольку особенности российского предпринимательства и экономики свидетельствуют о разрыве восприятия работы предлагаемых правил и реальной жизни».
По мнению юриста, ограничение срока банкротства без учета его механизма не будет работать так, как это предполагается. Отмечает он и то, что субсидиарная ответственность при процессе ликвидации установлена и в действующей редакции закона, но практика ее применения достаточно запутана. «И включение новых правил только приведет к еще большей противоречивости, а не упростит контроль», - полагает Саськов.
Самым тревожным сигналом эксперты считают поправки, предусматривающие предоставление ФНС право не учитывать в налоговой базе «операции, не имеющие очевидного экономического смысла», руководствуясь при этом собственным усмотрением, и доступ контролирующих органов к банковской тайне. «Это давняя сакральная мечта налоговиков, борьба за ее воплощение не останавливается ни на день», - комментирует Саськов, поясняя, что сегодня налоговые органы проигрывают сотни, даже тысячи споров там, где руководствуются непрозрачными критериями, основываясь на собственном усмотрении.
Кроме того, поправки предполагают возложить на банки дополнительные обязанности, что, по мнению эксперта, совсем не обрадует финансистов. Для этого есть несколько причин: отсутствие человеческого ресурса, неоднозначная трактовка правил, конфликты с клиентами и дополнительные некомпенсируемые затраты. Как полагает Саськов, если поправки и вступят в силу, то финансовые учреждения будут их попросту саботировать. И таким образом, предлагаемые «антиотмывочные» механизмы приведут лишь к усложнению жизни бизнеса и не будут работать эффективно.
«Метания наших законотворцев в оценке общественной опасности тех или иных действий часто приводят к усложнению условий работы бизнеса, - резюмирует Саськов. - То, насколько слабо с точки зрения юридической техники прописываются составы правонарушения и квалифицирующие признаки для отнесения к статьям УК РФ, КоАП РФ, в итоге может привести к разным толкованиям одного и того же понятия, появлению злоупотреблений со стороны уполномоченных органов. Поэтому можно говорить о том, что целесообразность предлагаемого нововведения довольно спорная».
С мнением Саськова солидарен и старший юрист компании Pen&Paper Сергей Токарев. "Медведевская" оттепель закончилось, – убежден он. – Начинается закручивание гаек в угоду интересам правоохранительных структур, которые в результате поправок к законодательству, принятых в период правления Дмитрия Медведева, утратили значительную часть своего инструментария и оказались неспособными выдавать на-гора прежние показатели раскрываемости экономических и налоговых преступлений".
Как пояснил "Фонтанке" Токарев, в случае принятия вышеназванного закона возможности полиции в отношении предпринимателей и вкладчиков всех уровней значительно возрастут. "Это в значительной мере скажется на количестве выявленных и раскрытых преступлений в указанной сфере и материальном благосостоянии представителей правоохранительных структур. Не известно, как этот проект, безусловно изначально направленный на предотвращение оттока капитала из России, поможет государственным интересам, но то, что он не поспособствует развитию бизнеса и инвестиций в нашу страну – увы, реальность», – констатирует собеседник.
Текст поправок к законодательству опубликован на сайте Минэкономразвития в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ). И как отмечает «КоммерсантЪ», по всей видимости, это — финальная версия разрабатывающихся рабочей группой под руководством чиновников Росфинмониторинга «антиотмывочных» поправок, которые глава ведомства Юрий Чиханчин в конце марта 2012 года обсуждал на встрече с президентом Владимиром Путиным. В практике Белого дома ОРВ проводят после согласования проекта ведомствами. Текст же предполагает принятие законопроекта Госдумой в эту осеннюю сессию и вступление в силу со следующего, 2013 года.
Фактически, сообщает Ъ, проект поправок содержит практически все инициативы Росфинмониторинга и ФНС, которые ранее встретили резкую критику, в том числе Госдумы и юристов. Отчасти проект развивает идеи уже принятого Закона «О национальной платежной системе». Отчасти пытается реализовать отвергнутые наработки рабочей группы по кодификации гражданского законодательства. Отчасти приводит «антиотмывочные» нормы закона в соответствие с требованиями ФАТФ и делает их близкими к внутренним нормам ЕС.
Впрочем, как отмечает Саськов, выступления за ужесточение правового регулирования для предотвращения незаконных финансовых операций для Росфинмониторинга традиционны. «В частности, данное начинание вызвано меняющимися рекомендациями FATF, при этом далеко не всегда проявленная инициатива воплощается в текст закона», - комментирует он. Юристы не сомневаются в том, что поправки вызовут резкую критику и со стороны бизнеса, и со стороны многих представителей власти, поэтому беспокоиться пока рано.
Павел Нетупский,
Кира Обухова,
«Фонтанка.ру»