Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Немецкий балет впутали в тендерные игры

Немецкий балет впутали в тендерные игры

375
http://pda.rg.ru/2007/03/07/noimaier.html
Источник:

Пока Следственный комитет вглядывается в сметы на проведение Дня Победы, комитет по культуре объявил еще один вызывающий вопросы наблюдателей конкурс. Ведомство намерено провести дни Гамбурга в Петербурге, заплатив за это 5,5 млн. Однако фактически вся программа этих дней ограничится гастролями балета Джона Ноймайера, которые уже внесены в график немецкой труппы. С российской стороны эти выступления организует компания, принадлежащая худруку Александринского театра и директору музея театрального искусства.

Комитет по культуре объявил конкурс на оказание услуг по проведению культурной программы Гамбурга в Петербурге, которая должна быть приурочена к году России и Германии. Однако, если вчитаться в техническое задание, то окажется, что по сути вся культурная программа будет сведена к гастролям зарубежной балетной труппы, которая представит не менее двух спектаклей и один гала-концерт.

Несмотря на то, что название этой труппы никак не называется, идентифицировать ее не так сложно. В документации указано, что постановщик спектаклей должен быть награжден международными балетными премиями, вроде «Премии Дягилева» или «Benois de la dance». Как говорят специалисты, в Гамбурге только один такой балетмейстер – Джон Ноймайер. О том, что речь идет именно об этом режиссере, указывает и тематика других мероприятий, который пройдут в рамках «культурной программы Гамбурга».

Например, как следует из технического задания, победитель конкурса должен будет провести конференцию продолжительностью не менее 5 часов, посвященную творчеству Джона Ноймайера. Наконец, часть денег пойдет на выставку, на которой должно быть представлено не менее 80 предметов из коллекции самого балетмейстера. Впрочем, комитет по культуре благосклонно позволил подрядчику не ограничиваться при подборе экспонатов одним только немцем, но и рассказать о творчестве российского танцовщика Вацлава Нижинского. В общей сложности на все мероприятия выделено 5,5 млн рублей, а пройти они должны в ноябре.

Любопытный момент: несмотря на то, что конкурс только объявлен, в гастрольном графике Джона Ноймайера уже есть Петербург. Как указано на сайте его труппы, 6 и 7 ноября она представит в Александринском театре «Даму с камелиями». В пресс-службе гамбургского театра «Фонтанке» рассказали, что данные выступления состоятся в рамках фестиваля балета «Дягилев. Постскриптум», а приглашает их отнюдь не Смольный, а одноименная художественная компания.

Фестиваль балета с таким названием проводился в Петербурге два раза – в 2009 и 2011 годах, причем в 2009 году Джон Ноймайер уже представлял на нем свои работы. В обоих случаях организатором фестиваля была автономная некоммерческая организация «Дягилев. Постскриптум». Согласно данным аналитической системы СПАРК, у нее три основных учредителя – худрук Александринского театра Валерий Фокин, директор музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица, а также российское представительство английской юридической фирмы DLA Piper.

В самой компании «Фонтанке» не стали скрывать, что фестиваль пройдет и в этом году, и что он будет посвящен 70-летию Джона Ноймайера. По словам директора АНО «Дягилев. Постскриптум» Екатерины Сираканян, договор с его труппой будет подписан в конце августа, когда артисты вернутся из отпуска, однако к настоящему моменту уже существует письмо о намерениях. 5,5 млн, которые выделяет город, – это только около 25% всего бюджета фестиваля, а остальные деньги дадут спонсоры. Среди них – банк «ВТБ», холдинг «Адамант», гостиница «Коринтия Санкт-Петербург» и другие.

Уже известно, что одну из партий в «Даме с камелиями» будет исполнять Диана Вишнева, а гала-концерт, о котором идет речь в техническом задании, будет называться «Ноймайер без границ». На нем выступят «солисты ведущих балетных трупп мира» с номерами хореографии балетмейстера. «Даму с камелиями» будут давать в Михайловском театре, гала-концерт пройдет в Александринском.

Ничего предосудительного в проведении фестиваля нет, и даже более того – можно только порадоваться, что одним из символов Петербурга, помимо белых ночей или Эрмитажа, по-прежнему остается балетная пачка. Однако некоторые моменты вызывают вопросы. Во-первых, непонятно, почему Петербург должен продвигать за бюджетный счет культуру другого города. Ведь обычно происходит прямо противоположное: Смольный организует за рубежом «Дни культуры Петербурга», а наши иностранные партнеры финансируют аналогичные мероприятия в городе на Неве.

Второй странный момент: зачем маскировать фестиваль «Дягилев. Постскриптум» под дни культуры Гамбурга, тем более что культура этого немецкого города будет представлена одним только балетом? При этом в 2011 году комитет по культуре проводил конкурс на организацию фестиваля именно с таким названием, не пряча его ни за какой красивой ширмой: тогда было выделено 5 млн рублей, а единственным участником тендера было АНО Валерия Фокина и Натальи Метелицы.

И наконец третий, самый главный вопрос: что будет, если на конкурс придет еще одна компания, помимо АНО «Дягилев. Постскриптум», и выиграет его? Как она сможет провести фестиваль, если все договоренности уже достигнуты его конкурентом? Впрочем, нужно напомнить, что случаи, когда потенциальный подрядчик берется за работы еще до конкурса, в Петербурге весьма распространены: например, «Метрострой» уже несколько месяцев строит «Спортивную-2», хотя Смольный до сих пор не провел соответствующего тендера.

Однако в данном случае это более-менее объяснимо: сложно себе представить ситуацию, когда работать в нашей подземке захочет, например, московский или казанский «Метрострой». Что же касается фестиваля балета, то, по оценке специалистов, провести его по силам любой крупной продюсерской компании. Тем более что это не чисто благотворительное мероприятие: по словам Екатерины Сираканян, от продажи билетов обычно удается выручить около 1 млн рублей. В комитете по культуре «Фонтанку» заверили: в бюджет эти деньги не пойдут.

В комитете по культуре между тем утверждают, что данный тендер и не подразумевает проведение фестиваля «Дягилев. Посткриптум». «Он подразумевает проведение культурной программы. Город Санкт-Петербург представляет в ее рамках балет Ноймайера. Организатором – в случае, если выиграет конкурс – выступит фестиваль "Дягилев. Постскриптум"», – говорят в комитете. Что касается того, почему именно выбрано именно его творчество, то, как говорят в ведомстве, 2012 год посвящен 70-летию Ноймайера, и по всему миру проходит мероприятия, посвященные его деятельности. «Кроме того, 2012 год является перекрестным годом культуры Россия-Германия, и в этой связи видится абсолютно логичным проведению культурной программы Гамбурга в Петербурге, составляющими которой станут выставка и конференция, посвященные деятельности этого балетмейстера», – замечают в комитете.

Любопытно, что история с тендером на проведение «культурной программы Гамбурга» происходит параллельно с новым витком скандала на организацию другого мероприятия – Дня Победы. Напомним, что городская прокуратура считает, что смета на организацию праздника возможно была завышена на сумму не менее 14 млн рублей при общем бюджете в 23 млн. Материалы проверки направлены в Следственный комитет – на предмет возбуждения уголовного дела по статьям «Халатность» и «Мошенничество».

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях