В так называемом "деле Pussy Riot" в четверг пошла в ход "тяжёлая артиллерия": о нехорошем поступке девушек неодобрительно высказался президент Владимир Путин. В частности, он повторил тезисы о печальной судьбе гипотетических осквернителей святынь восточных религий, выдвинутые ранее Никитой Михалковым и Еленой Ваенгой. Представители конфессий, упомянутых президентом, в разговоре с "Фонтанкой" заявили, что в синагоге или мечети подобные акции просто не могли бы случиться. Охранники там присутствуют не для того, чтобы потом выступать в судах в качестве потерпевших.
Общаясь в Лондоне с западными журналистами, президент нашей страны впервые прокомментировал громкое уголовное дело Pussy Riot. Владимир Путин оценил как сам поступок феминисток, так и его уголовно-процессуальные последствия. О первом сказал, что "ничего хорошего в этом нет", о втором – что девушек не надо "так уже строго судить за это". То есть судить-то надо, и строго, но – "не так уж". Во сколько лет этот речевой оборот оценит правосудие – трудно сказать, оно ведь в России независимое.
Президент предположил, как наказали бы осквернительниц представители других религиозных конфессий (в отличие от гуманных православных, которые всего лишь хотят посадить их лет на семь в тюрьму).
– Я думаю, что если бы девушки были бы, скажем, в Израиле и осквернили бы что-то в Израиле… Вы, наверное, многие знаете, что там есть довольно крепкие ребята. Так бы просто им оттуда не уехать, – заявил Путин. – Или бы поехали на Кавказ – далеко ехать не надо, зашли, осквернили бы какую-нибудь святыню мусульманскую. Мы бы даже не успели взять их под охрану.
Ранее, напомним, некоторые деятели нашей культуры уже советовали вместо колонии отправить девиц с их акцией в Иерусалим к Стене Плача или в мечеть в Грозный.
Эти заявления вызвали неоднозначную реакцию у представителей упомянутых религий.
– Сама постановка вопроса у Елены Ваенги и других деятелей культуры построена на представлении о том, что мир делится на сферу цивилизованную и сферу дикую, – говорит пресс-секретарь Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга Анна Бродоцкая. – Мы не согласны с такой постановкой вопроса. Получается, что доминирующая религия – в сфере цивилизованной, остальные – в дикой?
Двери синагоги, объяснила она, открыты для тех, кто уважает требования веры. Охрана просто не допустит, чтобы нарушители вошли. Поэтому подобная акция в синагоге не то что будет жёстко пресечена – она невозможна. К тому же у иудеев, по её словам, немыслимо даже желание осквернить религиозную святыню.
– Для всех нас синагога – это место очень родное, тёплое, – отметила Анна Бродоцкая. – Я даже представить не могу, чтобы такая выходка исходила от еврейской молодёжи.
Председатель координационного совета мусульман Санкт-Петербурга Шамиль Мугаттаров тоже недоумевает: почему людей другой веры надо изображать дикарями? Однако воспринимать слова президента как оскорбление он не склонен, полагая, что сказаны они "по незнанию канонов ислама".
– На нас уже навешано столько ярлыков, что обижаться на каждое слово было бы… неправильно, – добавил Мугаттаров. – Заявление президента было эмоциональным, он ведь эмоциональный человек. А народ любит эмоциональных руководителей.
Представить девушек в мечети, как это видят деятели российской культуры, он тоже просто не может – хотя бы потому, что женщин туда не пустят, для них есть отдельный зал (как, кстати, и в синагоге). Шамиль Мугаттаров уверяет, что даже если бы некие хулиганы, хоть бы и мужского пола, проникли в мечеть, их бы немедленно вывели – и всё.
– В любом случае такого ажиотажа бы не было, – полагает он.
Впрочем, президент ведь говорил не о России.
– Может быть, он имел в виду страны, где действуют законы шариата? – предполагает Шамиль Мугаттаров.
Вот там, признаёт он, девушкам пришлось бы худо. До оскорбления святынь дело бы даже не дошло: им бы и на улицу не разрешили выйти в таком виде, в каком они явились в храм. А если б ещё на Коран покусились или Пророка оскорбили…
– Могут и побить, – соглашается он, имея в виду страны шариата. – Но мы всё-таки живём в светском государстве. К тому же девушки, насколько я знаю, не оскорбляли Богородицу. Наоборот – они просили её повлиять на мирских людей…
Президент упомянул конкретную страну, где святыни охраняют "крепкие ребята". В храме Христа Спасителя, добавим, тоже была охрана, мы об этом узнали, когда охранники в суде заявили о том, как страдали их религиозные чувства, пока кощунницы безнаказанно плясали. "Фонтанка" поинтересовалась, как поставлено дело у одной из главных святынь Израиля – Стены Плача.
– Чтобы какие-нибудь отмороженные девицы прорвались к нашей Стене Плача?! – почти закричал в трубку иерусалимский экскурсовод Григорий Тышлер. – Да их близко бы не подпустили! Нет, никто бы их не растерзал, конечно. Но у нас достаточно людей, которые занимаются вопросами безопасности, есть специальный отдел полиции. В кутузку бы их точно посадили. Была бы обычная история с мелким хулиганством.
В западных странах, где упомянутые президентом религии тоже не являются доминирующими, святыни иудеев и мусульман помогает охранять государство. Там собственную охрану синагоги или мечети быстро поддержала бы полиция.
– В Германии их бы заломали в минуту, они бы рот раскрыть не успели, – считает кантор Ганноверской синагоги Андрей Ситнов.
Напомним, что Владимир Путин в некоторой степени является фигурантом истории Pussy Riot, защита в хамовническом процессе даже требовала вызвать президента на допрос в качестве свидетеля. В ходе самой кощунственной акции в храме Христа Спасителя 21 февраля этого года (за две недели, если кто не помнит, до выборов) девушки не успели произнести его имени, но в видеоклипе, который они смонтировали позже, "перформанс" проходил под песню "Богородица, Путина прогони". Песнопение назвали панк-молебном, ролик вывесили в Интернете, и после этого уже выяснилось, что всё это, вместе взятое, попадает под статью 213 УК РФ – о злостном групповом хулиганстве по предварительному сговору.
Процесс по громкому делу в Хамовническом суде Москвы идёт рекордными темпами: за 4 дня допрошены все девять потерпевших и десять свидетелей обвинения. Слушания продолжаются до глубокого вечера, участники процесса объясняют это тем, что судья торопится вынести приговор. Пока все ходатайства о допросе свидетелей защиты она отклонила.
За увлекательным судебным процессом можно следить по трансляциям в "Твиттере", которые ведут прорвавшиеся в зал счастливчики. Последние (на 17 часов) события: ротвейлер, с которым дежурит пристав, поднял лай, полицейского, стоявшего возле здания, увезла "скорая", прокурор требует вынести приговор без допроса свидетелей защиты, судья цитирует Иоанна Златоуста.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"